Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

«Культбытстрой» построил школу досрочно

В недавно завершенном микрорайоне, где возведен 31 многоэтажный дом, с населением, согласно расчетам проектировщиков, 11 тыс. человек, начала нового учебного года жители всех возрастов ждали с нетерпением. Именно к этому моменту, уложившись в 17 месяцев вместо положенных по нормативам 34, фирма «Культбытстрой» подготовила сдачу своего нового объекта. 2 сентября рассчитанная на тысячу человек школа № 152 приняла учеников из окрестных новостроек.

Первую школу в каркасном исполнении № 150, спроектированную с учетом всех современных требований, фирма «Культбытстрой» сдала к 1 сентября 2008 года — спустя 15 лет, за которые в Красноярске не появилось ни одной новой школы. Вслед за объектом на ул. Молокова последовал другой, и снова в Советском районе — школа № 151 на ул. Алексеева приняла учеников 1 сентября 2011 года. 6 января 2012 года строители зашли на очередную площадку — в микрорайоне «Ястынское поле». Работать с мерзлыми грунтами было нелегко, но район новостроек остро нуждался в школе, так что застройщик мобилизовал свои ресурсы и к 1 августа 2013 года был готов передать школу № 152 управлению образования, несмотря на то что на подготовку столь масштабного объекта нормативные документы отводят вдвое больше времени.

Хотя сегодняшние цены существенно подросли по сравнению с 2008 годом, каждая из трех школ обошлась городу в 750 млн рублей. «Если средства на строительство школ № 150 и 151 поступали из бюджета неравномерно, бывало, что мы приостанавливали работы или выполняли только мелкие операции, то на стройплощадке в «Ястынском поле» развернулась настоящая гонка, — рассказывает о темпах строительства директор по строительству ЗАО «Фирма „Культбытстрой“ Анатолий Желтов. — Работали и днем, и ночью, и в выходные. Когда уже процентов 80 выполнили и убедились, что в график укладываемся, иногда позволяли себе по воскресеньям отдохнуть».

К третьему объекту изменился порядок оплаты госконтрактов: строители возводили 152‐ю школу фактически в кредит — это может позволить себе только крупная компания, располагающая достаточным резервом оборотных средств. Работы первого этапа, выполненные в 2012 году, город оплатил только в этом году, а финансирование второй половины работ над объектом закладывается в бюджет 2014 года. По мнению чиновников, во‐первых, это отсеет из числа участников аукциона ненадежные с финансовой точки зрения компании, а во‐вторых, заставит застройщиков более ответственно отнестись к качеству строительства объектов.

Оптимальный проект

От школы к школе проект не претерпевал принципиальных изменений — так случилось, потому что он был подготовлен вдумчиво, без лишней спешки. «До того как воплотить проект школы в жизнь, я,будучи главным технологом ЗАО «Фирма «Культбытстрой», полтора года занимался только проектированием», — вспоминает Анатолий Желтов. Рассчитанное на 1000 мест общеобразоваельное учреждение имеет площадь 41 тыс. кв. м. В учебных целях из них используются 24 тысячи «квадратов» — в том числе два спортивных зала: один маленький, для борьбы и занятий младших классов, второй — стандартный, размером 36 на 12 м. «Фирменные» школы «Культбытстроя» отличаются широкими коридорами, просторными холлами, в них достаточно помещений, необходимых во внеурочное время тем школьникам, кто посещает кружки или группы продленного дня. Актовый зал на 600 мест — это целый кинотеатр с современной аппаратурой: проекторами, акустическими системами. Отдельно спланированы конференц-залы на 30, 40 и 50 мест. Есть даже хорошо оснащенный кабинет стоматологии, где работают два врача.

На некоторые особенности школьной планировки повлияли соображения безопасности. Потоки детей разного возраста организованы так, чтобы они не пересекались. Блок начальной школы отделен от территории детей более старшего возраста коридором и стеклянной дверью. В столовой и библиотеке спроектированы два отдельных входа, причем, пока помещение не покинут малыши, ребят повзрослее туда не запускают. Младшие и старшие классы занимаются в разных спортзалах.

В новых школах сложились настолько комфортные условия для обучения, что желающие привозить туда детей из других районов города выстраиваются в очередь задолго до начала приема. Даже сами педагоги приходили учиться в стены новых учреждений. «Когда мы сдали первую школу, после первого сентября все процессы повышения квалификации педагогов проходили в ней, ни в одну субботу и воскресенье большой актовый зал не пустовал, — вспоминает директор по строительству ЗАО «Фирма «Культбытстрой» Анатолий Желтов. — Хотелось бы и самому поучиться в такой школе — все хорошо организовано. И кружков много, и после занятий дополнительное обучение, и на все это предусмотрены отдельные кабинеты».

 

Школа ожила

Население города постоянно перераспределяется по его территории. Тенденция последних лет — в своевременно обеспеченных школами районах старой застройки живут сейчас по большей части люди среднего и старшего возраста, молодежь перебралась в новые жилмассивы, где на этапе строительства можно было купить квартиру подешевле, но кроме жилья мало что строилось. В кварталах, не обеспеченных необходимой социальной инфраструктурой, сконцентрировались семьи с детьми дошкольного и школьного возраста. И вот наглядный результат — в школу-новостройку № 152 набрали десять первых классов. Поэтому праздничную линейку проводили в две смены —даже такой просторный школьный двор не способен был вместить всех школьников, педагогов и родителей разом. Особенно важно было, чтобы начало работы такого крупного объекта не было сопряжено с эксплуатационными проблемами.

Как известно, на этапе сдачи школы ответственность исполнителей за объект не прекращается. Первые пять лет застройщик несет гарантийные обязательства перед заказчиком, и за это время может случиться всякое. В фирме «Культбытстрой» учились на ошибках. «При подготовке к учебному году в школе № 150 своевременно не были заключены договоры на обслуживание, — рассказывает директор по строительству ЗАО «Фирма «Культбытстрой» Анатолий Желтов. — И в октябре, во время каникул, ресурсоснабжающие организации перекрыли отопление, так что системы перемерзли. Мы занимались восстановлением. Теперь, приобретя опыт, передаем очередной объект в эксплуатацию, чтобы больше такого не повторилось. Последние полгода перед сдачей школы № 152 ее директор присутствовал на наших планерках, сейчас мы узнаём, заключены ли договоры на энерго-, тепло-, водоснабжение, канализование, другие услуги. Не пускаем эксплуатацию на самотек и готовы быстро отреагировать на внештатную ситуацию».

Проект прежний — технологии новые

В новом объекте строители дорабатывали такие технологические нюансы, как монтажные узлы, сантехника, модернизировалось освещение и оборудование столовой.

Изменения в основном коснулись оборудования и материалов — связано это с появлением новых технологий и приборов. Современное оборудование рассчитано на то, чтобы экономить электричество и тепло: так, 30% тепловой энергии здание школы № 152 получает через отопительные приборы, а 70% — посредством захвата уличного свежего холодного воздуха и подачи его нагретым по вентиляции в учебные классы. С такой системой красноярские школы еще не сталкивались, все устанавливают, как и раньше, только батареи.

В процессе строительства поменяли светильники. По просьбе управления образования люминесцентные приборы заменили на светодиодные. Ценовая разница между старыми и новыми светильниками обошлась застройщику и субподрядчикам в 4,5 млн рублей.

Отдельных слов заслуживает спортивное покрытие — материал достаточно новый для Красноярска. В школе № 150 он был отсыпан обыкновенным гравием (СНИП допускает его использование на спортивных и детских площадках), в 151‐й и 152‐й по заявке управлений капстроительства и образования — с искусственным покрытием, причем во второй — искусственное последнего образца. И на полу в крытых спортзалах двух этих школ уложено специализированное французское спортивное покрытие.

 

Благоустройство территории

Ребятишки и взрослые уже освоили школьную территорию. Сюда и стар, и млад стекается со всего микрорайона — играть, тренироваться, устраивать пробежки. В четыре раза больше, чем в предыдущих проектах, стало различных малых архитектурных форм и снарядов для детей в возрасте до 10 лет. Подбором конкретных малых форм по списку снарядов, составленному управлением образования города, занималась фирма «Культбытстрой». Они были размещены по территории согласно проекту.

Более старшим школьникам нужны не просто оборудованные площадки для игр, а такие, где можно организовать спортивные мероприятия. Бревна, кольца, тренажеры, дорожки, турники; три площадки, огороженные сеткой, где можно играть в теннис, баскетбол, волейбол; беговая дорожка, засыпанная песком дорожка для прыжков в длину; стационарные теннисные столы, тренажерный зал — вот как выглядит оснащение спортплощадок современной школы. Неудивительно, что на них выходят потренироваться даже взрослые жители «Ястынского поля».

 

Типовые проекты в жизнь

«К сожалению, в то время, когда в Красноярске готовились приступить к строительству школ, детские садики не требовались, поэтому, занимаясь школой, я проект дошкольного учреждения упустил», — объясняет директор по строительству ЗАО «Фирма «Культбытстрой» Анатолий Желтов. — Сейчас мы обдумываем такой же каркасный вариант детского садика на 185 мест. Нормативные требования к строительству дошкольных учреждений сейчас упростили, детсад будет четырехэтажным. Управление капитального строительства и управление образования города готовят сейчас техническое задание на его проектирование.

Мы планируем спроектировать типовой детский сад. Активно строятся Николаевка, Покровский, Пашенный, и в любом из этих районов он найдет свое применение. Детсад появится и в застроенном нами микрорайоне «Утиный плес». Там появилось шесть наших домов, и отведенное для садика место пока пустует. В проекте учтем все самое важное и полезное, что вынесли из опыта строительства типовых школ».

Зоя ЗИМИНА

Источник: Журнал "Сибирский дом" №9(116) сентябрь 2013