Организация музейных пространств. Современный АрхитеАрт
Современное искусство требует современной архитектурной оболочки. Это как конфета, обертка которой привлекает внимание и подсказывает о содержимом, в нее завернутом. Можно сложить конфеты в старую коробку, обернув ее блестящей современностью упаковочной пленкой. Оба этих подхода используют в организации музейных пространств в столицах и провинции, за рубежом и у нас.
МоМА mia!
Отчего-то практикующие архитекторы поголовно восхищаются зданием нью-йоркского Музея современного искусства, чаще поименованного аббревиатурой MoMA — Museum of modern art. Втиснутое в бетонные джунгли стеклянное здание выглядит довольно обыденно — не более чем зеркально остекленный куб. Наверное, простая форма стоящего в «столице мира» MoMA вызывает такое же благоговение у арт-сообщества, как у правоверных стоящий в Мекке черный куб Кааба. Не зря же Нью-Йорк часто называют «меккой современного искусства».
МоМA считается едва ли не самым известным в мире музеем современного искусства и едва ли не самым посещаемым. Старое здание, выстроенное еще в тридцатых годах прошлого века оказалось неминуемо переполненным собраниями, а потому потребовалась его расширительная реконструкция. И вот в 2004 Манхэттен осветился солнечными лучами, отраженными фасадами обновленного здания. Автором проекта реконструкции выступил японский архитектор Есио Танигучи, для которого стал первым в его 67 лет реализованным вне родины и принес мировую славу. МоМA получил новое архитектурное платье к своему 75-летию. После реконструкции полезная площадь музея возросла вдвое — до впечатляющего более чем 60-тысячного метража. Емкая и вместительная форма куба позволила добиться этого во внешне компактном шестиэтажном здании, хотя это лишь видимая часть, дополняемая парой подземных этажей и «хвостом», спрятанным в глубине квартала. Наружностью оно вполне японское — выполненное в духе этнического минимализма, с квадратными формами и традиционной «перегородочной» стилистикой ортогональных переплетов. Как большинство концептуальных направлений пластических искусств новое здание МоМA с его минимализмом пришлось публике по душе.
ОбНУВЕЛенный Мадрид и индустриальная эсТЕЙТика
Расширительная реконструкция хороша для равномерно урбанизированного Нью-Йорка, но как поступать с музеями, размещающимися в старинных зданиях, втиснутых в контекст исторических городов? В Мадриде Центр искусств королевы Софии, с его богатейшими коллекциями живописи XX века и библиотекой, находится в здании старинного госпиталя в самом центре испанской столицы. Выдающийся французский зодчий Жан Нувель провел реконструкцию здания больницы XVIII века архитектора Франсиско Сабатини, дополнив его оригинальными конструктивными решениями. К старому зданию со стороны, уходящей вглубь квартала, прирощены опоясывающие все этажи галереи, на крыше надстроена видовая площадка с навесом, а промежуток со зданием через улицу накрыто прозрачным атриумом темно-синего цвета. В результате музей получил дополнительные общественные пространства, а Мадрид — оригинальное, гармонично гибридизированное строение, получившее прозвание «Синего кристалла».
Знаменитый музей современного искусства, галерея «Тейт Модерн» расширяет сферу своего обитания на различные строения Лондона, включая промышленные. Например, на давно закрытую электростанцию Баттерси, построенной в две очереди на берегу Темзы в южной части города в 30-х и 50-х годах прошлого века. Эти «двойняшки» с четырьмя трубами стали одной из лондонских достопримечательностей и признаны памятником промышленной архитектуры. Это самое большое строение из кирпича во всей Великобритании, исполненное в духе индустриального дизайна с элементами ар-деко. Один из корпусов был приспособлен под выставочные залы галереи Tate Modern швейцарским архитектурным бюро Herzog & De Meuron. Так и называемый Турбинный зал площадью 3400 квадратных метров в пять ярусов предназначен под экспозицию крупномасштабных произведений современного искусства. С начала открытия в 2008 по нынешний день через Турбинный зал прошло около тридцати миллионов посетителей. Задуманный первоначально как временный, музейный вариант использования памятника промышленной архитектуры решено закрепить. Правда, в 2013 году Турбинный зал галереи Тейт закроется на очередную расширительно-пристроечную реконструкцию, которой займутся те же Жак Херцог и Пьер де Мёрон.
От Москвы до самых до окраин
Авангардное искусство и веком ранее было сильно в нашей стране, а уж после объявления курса на инновационную модернизацию новой России современное искусство не может не получить государственной поддержки, в том числе и финансовой. Вот здесь то, наверное, и зарыта собака, поссорившая всех со всеми — директоров государственных музеев, частных галеристов, представителей бизнес- и арт-сообщества, застройщиков и проектировщиков. Разногласия затрагивают вопросы стратегии и тактики, отношений центра и провинции, интересы частные и государственные, культурные и околокультурные.
Арт-рынок набирает обороты и покоряет высоты, не только в растущей стоимости произведений современного искусства, но и в расходах на строительство соответствующих ему выставочных сооружений. И вот на этом ристалище сражаются арт-девелоперы и генподрядчики, искусствоведы и проектировщики. В этом смысле двенадцатимиллионная Москва — отнюдь не насыщенная и перспективная арена столкновения интересов. Поползновения и творческие предложения появлялись и появляются в немалом количестве. Оставим в стороне интенсивное оцеретеливание столицы лужковских времен и сосредоточим внимание на идее строительства музея современного искусства, достойного столицы с ее масштабами.
Аглицкий поход на Москву
Большой интерес выказал мэтр мировой архитектуры, сэр Норман Фостер, предложивший гигантский и экстравагантный проект с условным названием Orange. Сооружение внешне смахивало бы на огромный фрукт со спирально срезанной и отстоящей от него цедрой — вполне в духе фруктово-овощной темы архитектора, с его лондонским «огурцом», выставочным «бананом» и стадионным «мандарином». Фостеровский «Апельсин» мог появиться на месте снесенной гостиницы «Россия» в прикремлевском районе Зарядье или занять место Центрального Дома художника у Крымского моста, но эти места общественность отстояла. В качестве отступного лорду доверили устройство музейного городка на Волхонке, объединяющего пространство вокруг музея имени Пушкина.
Место красит человека искусства
И наоборот — человек искусства красит место. Конечно, расположенное в пяти минутах от Красной площади Зарядье — самый красный уголок, вожделенный для всякого архитектора. Чего там только не предлагали строить: шикарный отель взамен снесенного, парк по типу Диснейленда, просто гайд-парк, какие-то безумные циклопические яйца Фаберже, музей современного искусства наконец. Судьба лакомого участка неясна до сих пор, но что на этом месте музею не быть, уже понятно и английскому лорду, и прочему народу. Пока что современное искусство квартировало либо пчелино-улейным методом в арт-квартале на Якиманке, либо в отдалении от имперского центра — как небольшой размерами существующий музей на улице Зоологической, в плотном окружении жилых кварталов. Расширительной реконструкции музейного здания препятствует теснота, к тому же вероятная красота будущего здания просматривалась лишь со стороны зоопарка. Если прибавить к этому набору транспортно-логистические сложности, то становится попятной бесперспективность таких попыток.
В арт-сообществе и в среде неравнодушных к искусству людей звучали предложения пойти проторенным европейским путем, переделав заброшенную в черте центра электростанцию или промышленные корпуса — вроде Провиантских складов, в которых сейчас размещаются полупустые экспозиции Музея Москвы. Вроде и особо тратиться не надо, и исторические строения вновь вернутся в культурный оборот. Однако выделенные и частично выданные на строительство музея пять миллиардов рублей продолжают будоражить воображение разработчиков не только архитектурных, но и бизнес-проектов.
Басманное учреждение
Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) был построен в упомянутом месте на Зоологической еще в 2004 году, по проекту московского архитектора Михаила Хазанова. Проект его расширительного обновления был поручен этому же бюро, и в первоначальном варианте подразумевал строительство средневысотной офисной башни, «обшитой» по периметру кольцами вынесенных наружу галерей. Когда выяснилось, что регламенты жилого микрорайона ограничивают проект в этажности, интерес у инвесторов пропал. Вскоре и площадку для создания музея министерство культуры забраковало, предложив новую — взамен снесенного Басманного рынка в районе метро «Бауманская». Больший простор придал и больший размах масштабу задуманного объекта, проектирование которого перешло Михаилу Хазанову сотоварищи. Несмотря на высказываемые в СМИ мнения подвижников современного искусства, в частности бизнесмена Александра Мамута о том, что место на Бауманской не вполне отвечает статусу музея и что под него можно занять места или постройки внутри Садового кольца, государственный музейный центр, скорее всего, появится именно на выделенной площадке прежнего Басманного рынка. О планах строительства объявили в апреле 2009 года, соответствующее постановление правительства вышло в июне 2011, а завершение нового здания запланировано на 2015–16. Объявлена и сумма в 5 миллиардов, около ста миллионов уже потрачено на разработку проекта.
Очень важным элементом комплекса Михаил Хазанов называет общественную площадь — озелененный сквер, некогда поглощенный рынком. Это как просвет в урбанизированном ущелье плотно застроенной улицы. О съеденной рынком «красной линии» призваны напоминать стеклянные (в 1–2 этажа) пилоны — словно Пропилеи (проход) к храму муз, создающие кроме того на дальних подступах иллюзию двухэтажной исторической застройки, призрак исчезнувшей улицы. Практически всю отведенную площадь займет подиум — общественно-культурный мол с двухъярусной автостоянкой под ним. В подиуме разместятся лифты и подсобки, вестибюли, гардеробы, кинотеатр и залы для сменяемых экспозиций, служебно-административные помещения. Практически весь корпус 17-этажного здания, начиная с эксплуатируемой кровли мола, отдан под экспозиции. Помещения хранилища музея размещаются на двух этажах непосредственно над экспозиционными залами. Выше — служебно-административная зона, еще выше — технический этаж, над которым клуб-кафе, из которого обеспечен выход на верхнюю эксплуатируемую кровлю здания. Ничего лишнего, ничего личного. Правда, как всегда, современному искусству сопутствуют скандалы — в данном случае связанные с завышением сметы подряда втрое, но не проектировщиками, а строителями.
Пермская обитель Марата Гельмана
Одним из критиков централизации культурной жизни, в частности строительства за огромные государственные деньги огромного государственного музея современного искусства в столице выступает Марат Гельман, один из крупнейших частных галеристов и член Общественной палаты России. Продав половину своей коллекции, он занял должность директора Пермского музея современного искусства (ПермМ) — после успешно проведенной им в 2009 году выставки «Русское бедное». Выставка проводилась в здании бывшего Речного вокзала, построенного в 1940 году и специально отремонтированного под ее проведение. Стоит вспомнить, что само слово «вокзал» означаело зал для вокальных выступлений, предназначавшись для увеселения ожидающей транспорта публики — так что взятие вокзалов художественным авангардом становится возвращением на круги своя. Опыт приспособления вокзальных и промышленных зданий под культурные нужды широко известен по всему миру, включая Россию. В бывшем вокзальном здании разместился парижский Музей д`Орсэ, берлинский Музей современного искусства «Гамбургер Банхоф», а корпуса промзоны московских Винзавода и фабрики «Красный Октябрь», подобно сказочному Теремку, приютили множество галерей, центров и офисов, имеющих отношение к разножанровым искусствам. Мало приспособить прежний транспортный узел под выставочные цели — растущие фонды требуют изучения, размещения и хранения, а потому здание Пермского речного вокзала было решено реконструировать. И вот, в сентябре 2009 был назван победитель архитектурного конкурса на проект реконструкции здания — им стало российское архитектурное бюро «Проект-Меганом». Проект предусматривает реконструкцию здания с бережным сохранением уцелевших артефактов — кирпичного остова, фасадов, лестниц, предметов интерьера. Вместе с тем общая площадь под экспозицию и хранение увеличится до десяти тысяч квадратных метров, привокзальная площадь с причалами превратится в комфортное публичное пространство, сочетающее интересы пешеходов, речных пассажиров и горожан в целом. Пространство набережной не загромождается, сохраняя виды на реку и кафедральный собор, становясь открытой площадкой проведения выставок, фестивалей и народных гуляний. Иными словами, искусство ради искусства, а для массового зрителя — вот девиз Пермского музея ПЕРММ.
Сообразно своему выбору и воззрениям на роль искусства Марат Гельман сделал ставку не только на поход в массы, но и в провинцию. Во вверенной ему Пермской обители современного искусства энтузиаст галерейного дела старается делать то, что делает в Москве, Краснодаре и других городах страны, в столицах и провинции — не без художественной провокации и вызова закоснелому патриархальному сознанию. И в этом смысле поход на провинцию вместо сверхконцентрации современного искусства в столице, да еще и в руках государства, никогда не проявлявшем себя успешным арт-менеджером, на его взгляд — самое правильное направление. Много центров современного искусства. Небольших и крупных, частных и государственно-частных, раскиданных по всей стране, лучше одного сверхкрупного учреждения масштаба Ноева ковчега. Ведь принцип «каждой твари по паре» хорош для зоопарка и совсем не годится для искусства, специализированного по многочисленным жанрам и направлениям. Есть такое мнение.
Звезда КИЦ в созвездии искусств
Современный Красноярск не остался в стороне от современного искусства, экспонируемого внутри современной архитектуры. Выстроенный в 80-х годах в районе Стрелки Енисея по проекту Арэга Демирханова филиал музея Ленина впоследствии превратился в нынешний КИЦ. Культурно-исторический центр стал настоящей обителью современной художественной мысли, местом проведения международных биеннале искусств и музейных ночей, не считая многочисленных местных и привозимых выставок. Оригинальное здание-катамаран, выполненное в характерных для автора угловато-геометрических формах и гранитной гамме, стало частью общего архитектурного ансамбля того же авторства, умело вписанного в живописный холмисто-речной ансамбль.
Последние полтора-два десятилетия ходили упорные слухи о планах строительства музея современного искусства, меценатом которого объявлял себя Анатолий Быков. Планы развеялись вместе с финансовым благополучием прежнего времени, а потому единственным реальным оплотом современного искусства остается КИЦ. В позапрошлом году краевое министерство культуры озвучило планы реконструкции этого музейно-выставочного комплекса, но пока руки и средства, причем немалые, дошли до соседнего здания филармонии,. На реконструкцию здания и переоснащение концертной машинерией истрачено почти три с половиной миллиарда рублей — сумма, вполне сопоставимая с пятью миллиардами, выделяемыми на строительство Госмузея современного искусства в Москве. Конечно, этим бюджетным деньгам можно было бы найти и иное применение, но искусство требует жертв, в том числе и материальных…
Геннадий Рыбаченко