Историческая архитектура | Драматическая история драмтеатра
Драматический театр имени А. С. Пушкина — первый театр в истории города, а его собственная история не менее драматична, чем постановки на его сцене. Здание переносилось, горело не единожды, реконструировалось и прирастало окружением. В начале нового тысячелетия театру предстоят очередные метаморфозы, на сей раз не сказочные Овидиевы, а материально очевидные.
Увлечение театром в Красноярске созрело к середине XIX века чаяниями и всемерным содействием просвещенного купечества того времени. Первое, деревянное здание Народного дома-театра было построено за пятилетку, к 1878 году, по проекту губернских архитекторов Судовского и Лоссовского на Староострожной площади. Вслед за этим событием площадь сменила название на Театральную — сейчас на ее месте стоит стадион «Локомотив». Здание было весьма внушительным по меркам того времени: сложенный на кирпичном цоколе сруб размерами 64 на 17 метров с залом на триста зрителей внутри. Строение было стилизовано под греческий храм с четырехколонным портиком на входе — этакий деревянный эллинизм во глубине сибирских руд. Однако случилось страшное — в ночь на 15 октября 1899 года театр сгорел дотла. Театр сгорел, но театралы остались и общими силами и средствами воссоздали новое, уже каменное здание на новом месте.
Подобно птице Феникс, театр воскрес из пепла на Воскресенской улице (сейчас это проспект Мира). Волею судеб переулок, носивший название Театрального (сейчас улица Перенсона), стал своего рода вектором, переместившим название Театральной площади ближе к Енисею, — и большевик Перенсон здесь явно лишний. Новое каменное здание было построено в течение девяти месяцев (словно выношено Мельпоменой) к мартовским идам 1902 года, и к юбилею нашего великого поэта Пушкина получило его имя. Проект нового театрального здания выполнил инженер Александров, временно проживавший в Красноярске и исполнявший дела городского архитектора. Преемственность архитектуры нового здания с прежним выразилась в обустройстве четырехколонных портиков главного и двух боковых входов здания. Греческие истоки театрального искусства вообще просматриваются в строгой и не изобилующей декором фасадной отделке здания. Дорический ордер портиковых колоннад, угловатый ступенчатый каскад крыльца — стереобат, двускатная крыша с треугольным антамблементом роднят облик здания с античными зданиями ахейцев. Если Парфенон можно назвать «дорической фугой в мраморе», то строгая дорика здания театра — это парафраз классической темы. Обширное фойе здания приютило также книжный склад городского управления образования. Однако не только зрительские слезы горючи, но и книги — очередной зимой, в январе 1930 года, большую часть здания уничтожил пожар.
История повторилась, и вторично, подобно упоминавшейся птице Феникс, театру вновь было суждено возродиться. Искусство вечно, хотя его храмы — нет. Для подготовки проекта по восстановлению и переоборудованию сгоревшего здания был приглашен известный красноярский архитектор Соколовский, здания которого во многом определили архитектурный облик всей главной городской улицы — проспекта Мира — и не только. Летом 1935 года по его проекту была выполнена перестройка зрительного зала и фойе. Строгий дорический облик здания Соколовским был сохранен — этот славный архитектор умел уважать предшественников. С тех пор стихия огня щадила историческое здание — небольшие возгорания портьеры или задымление довольно загроможденных интерьеров не в счет.
Большой пожар на одной из Малых сцен
В 1987 году открылась Малая сцена театра — муниципалитет выделил под нее часть помещений в соседнем старинном здании, тоже являющемся памятником культурного наследия. Это здание Купеческого собрания авторства Чернышева (позже гостиница «Енисей») — образец стиля модерн с готическими мотивами и «египетскими» нотами, излюбленными архитектором. Хотя Александр Сергеевич Пушкин и отмечен эфиопскими кровями, по-египетски нюансированный модерн чернышевского дома не очень вяжется, хотя и неплохо соседствует, с эллинистическим классицизмом здания драмтеатра.
Еще одной Малой сценой театра стало историческое здание той же эпохи модерн, построенное по проекту губернского архитектора Соколовского в 1910 году. Это здание строилось для торгового дома «Ревильон», в народе известного как «Бегемот» (по названию размещавшегося позднее магазина), а в среде архитекторов — как новаторский образец стиля высокой эклектики, в котором были применены новые для городской застройки приемы и материалы. Несмотря на протесты специалистов службы охраны памятников и критику архитекторов, трехэтажное историческое здание было надстроено нелепой мансардой, вовсе не характерной ни для творчества Соколовского, ни для типа застройки этого района городского центра. Вот это здание приютило музей истории театра, архив и сцену под названием «Драма Новый Код». Очередной драмы в новообретенном корпусе театра ничто не предвещало…
Мистика это или нет, но судьба погорелого театра передалась и примкнувшему к его комплексу зданию, хоть и отстоящему в двух кварталах от него. В прошлом году, и опять злосчастной январской ночью, сильный пожар повредил помещения новообращенной Малой сцены — начисто сгорела пресловутая мансарда и значительно пострадали конструкция и интерьеры здания, памятника архитектуры регионального значения. Пожару была присвоена четвертая, наивысшая категория, площадь возгорания быстро выросла с пятисот до тысячи квадратных метров — огонь стремительно распространялся по деревянным перекрытиям и пустотам чердака, третьего и второго этажей. Часть хранившегося театрального оборудования удалось вынести, и, к счастью, архивы и экспозиция музея театра, размещавшиеся на первом этаже, не пострадали.
По правде говоря, славное имя театра имени Пушкина пострадало от этого пожара незаслуженно, ведь выгоревшее здание было передано театру министерством культуры под проведение молодежного фестиваля «ДНК», прошедшего здесь единожды, и так не принято на баланс, а потом и вернулось в распоряжение минкульта. Затея не удалась, но за попытку спасибо…
Александр Сергеевич реконструирует театр
Комплексной реконструкцией театра имени Пушкина волею судеб довелось заниматься именно Александру Сергеевичу. Пять лет назад А. С. Брусянин во главе творческого коллектива специалистов седьмой архитектурной мастерской института «Красноярскгражданпроект» участвовал в разработке проекта реконструкции комплекса зданий драматического театра, затем видоизмененного, но так и ожидающего воплощения. Им подразумевалось превращение театрального комплекса в комплекс самого широкого диапазона, с рестораном «Седьмое небо», видовыми площадками и галереями с выходами на Малую сцену — и это многопрофильное благолепие должно было расцвести в глубине квартала со стороны внутреннего сквера и приносить театру дополнительные доходы. Как всегда, все упиралось в недостаточность финансирования со стороны краевого бюджета, и двух миллионов рублей, предусмотренных в бюджете на эти цели, едва хватит на подновление фасада главного здания. По мнению архитектора, для ремонта и отделки старинного здания следует использовать не обычные штукатурки на основе цемента, а натуральный камень, но это затея довольно дорогостоящая. Кроме того, в ходе реконструкции необходимо было поменять деревянные перекрытия и многое в интерьерах, а это практически равносильно полной перестройке здания.
Александр Сергеевич предлагал оставить в покое здание бывшего Купеческого собрания, в котором размещается Малая сцена, — это интересное здание совершенно не вяжется по стилю с основным корпусом пушкинского театра, да и пропорциями больше подходит под гостиничное проживание, а не сценические постановки. Хроническую нехватку помещений под мастерские и склады декораций предлагалось утолить «уплотнением» застройки в глубине квартала. При этом ни административное здание театра, которое было предусмотрено проектом, ни другие сооружения комплекса не нарушали бы сложившегося силуэта застройки проспекта Мира. Проект был очень продуманный и решил бы многие проблемы старейшего городского театра, но так и не дождался реализации. А спустя три года ряды красноярских зодчих не досчитались и Александра Сергеевича — светлая ему память…
Новый проект решения старых проблем
Накануне своего 110-летия театральное здание получило новый шанс быть реконструированным в соответствии с требованиями современного лицедейства. Заказчиком проекта выступила дирекция театра, финансирование запланировало краевое министерство культуры, а разработчиком проекта стала группа сотрудников того же института «Красноярскгражданпроект», возглавляемая Юрием Павлюком. Преемственность с предыдущим проектом группы Брусянина естественна, и многие подходы положены в тактику реконструкции театрального комплекса.
Историческая часть здания, включая фасады и фойе, будет сохранена в прежнем виде, что соответствует статусу здания как памятника культурного наследия федерального значения. Значительной перестройке и модернизации сценического оборудования подлежит сама сцена, которая должна в результате приобрести современную театральную машинерию и возможность внедрения технологических усовершенствований в ногу со временем. По сути под театральное здание подводится новый качественный фундамент, будут максимально заменены деревянные перекрытия, что кроме прочности и долговечности обеспечит зданию столь нужную ему пожарную безопасность.
Проект предусматривает блочную структуру театрального комплекса. Первый блок включает собственно само здание театра с историческим габитусом и обновленной сценой. Второй блок, расположенный в глубине квартала, предназначается под мастерские и репетиционные залы, а также склады тяжелых статичных декораций (напрашивается аналогия с термином hardware, компьютерным «железом»). В нижние этажи здания будут подведены подъемники, позволяющие оперативно и грамотно перемещать громоздкие сценические декорации. Третьим, также логистическим блоком задуман корпус под хранение «мягкого» сценического антуража вроде костюмов, париков и легкой движимости — своего рода театрального software. Здесь же расположатся репетиционные помещения и студии. Вот такой задуман театральный трехчлен, в некотором смысле квадратный — по абрису геометрически угловатого серого объема главного здания.
Что касается соседнего здания, в котором временно разместилась Малая сцена и некоторые другие надобности труппы и технического персонала, то, по мнению разработчиков проекта, это именно временное пребывание. Вполне возможно, что по завершении реконструкции комплекса это историческое здание будет освобождено и передано назад краевому ведомству.
Высокая цена искусства
Работы по модернизации театрального ком плекса предстоят тоже комплексные — реставрационно-реконструкционные. Первым, по-видимому, самым дорогостоящим, этапом работ станет именно научная реставрация исторического здания театра. Этот вид работ наиболее затратный, что доказал пример реставрации Большого театра. Театр Пушкина намного меньше, а значит, и сумма на его реконструкцию многократно меньше, но тоже впечатляюща. На эти цели выделено 608 миллионов рублей, в смету заложена не только реставрация с реконструкцией главной сцены, но и уникальная, выполненная под размеры сцены машинерия. Предыдущая частичная реконструкция здания и установка оборудования имела место в 1952 году — и не только техника износилась и морально устарела, но сами конструкции здания сильно обветшали. По словам заместителя директора Александра Морозова, проработавшего в театре тридцать лет, когда вскрыли опорные балки и перекладины, то просто ужаснулись — древесина практически превратилась в труху, и лишь по счастливой случайности не произошла драматическая по последствиям сцена. Сегодня историческое здание затянуто зеленой строительной сеткой, а окончание работ запланировано на декабрь следующего года. Тогда труппа из скитаний по нескольким сценическим площадкам вернется под родную крышу, а вместе с нею новые комфортные и авантажные интерьеры сможет воочию узреть и почтенная публика.
В середине этого сентября заказчикам в лице администрации театра, краевого министерства культуры и управления капитального строительства будет представлен проект развития всего театрального комплекса, разработанный специалистами «Красноярскгражданпроекта», затем его направят на экспертизу. В администрации театра отмечают правильную постановку дела и учет прежде всего мнения работников сцены, своего рода интерактив между заказчиками и исполнителями — специалисты самого театра сформулировали техническое задание, а министерство культуры с УКСом и «Красноярскгражданпроектом» их учитывали в процессе подготовки проекта. Театр должен получить технологически выверенный комплекс вспомогательных зданий, спрятанных в глубине двора и не выпирающих из сложившейся застройки, а уходящих складами и техническим оснащением под землю. Само праздничное действо и кулуарное общение будут происходить на сцене отреставрированного исторического здания и в театральном фойе.
Мистика и таинства сопутствуют пушкинскому театру, и по странному совпадению судьбоносными моментами для него становились морозные январские и февральские дни. Торжественное открытие главного здания случилось 17 февраля, сгорело оно в ночь на 19 января, Малая сцена «ДНК» выгорела 20 января, а на реконструкцию главное театральное здание официально закрылось 15 января нынешнего года. Эти зимние дни почти совпадают с началом нового года в разных летоисчислениях, словно служа календарными засечками рождений и смертей, возрождений и реконструкций зданий театрального комплекса. Символично и оптимистично.
Театральные постановки на время реконструкции не прекратились, а распространились по сценическим площадкам всего города. Их, по информации пресс-службы театра, девять — кроме Малой (камерной) сцены в соседнем здании на проспекте Мира залы многочисленных Дворцов культуры по обоим берегам Енисея. Простоев в драматургическом процессе нет, остается просто терпеливо дожидаться завершения процесса реконструкции храма драмы. Простояло главное здание театра сто десять лет — простоит, видимо, и дальше, и дольше, в подновленном облике и с комфортной технологической усадьбой. Когда выделят финансирование в достаточном размере и когда оно будет успешно освоено, наверное, лишь Пушкин знает…
Геннадий Рыбаченко