Утилизация и переработка мусорных отходов
Экологическая обстановка в Красноярске стала центральной темой большинства средств массовой информации с осени прошлого года. Катализатором обсуждения вопросов экологии в городе стали планы строительства под Красноярском ферросплавного завода. Горожане осознали, что строительство еще одного предприятия первого класса опасности может стать причиной экологической катастрофы в масштабах города. Уже сейчас Красноярск входит в десятку самых загрязненных городов России, уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризуется как очень высокий. Среднегодовые значения предельно допустимых концентраций по бензапирену и формальдегиду превышены в несколько раз.
Промышленные предприятия и ТЭЦ заявляют о соблюдении установленных нормативов выбросов, люди же видят реальную обстановку, ощущая, что последствия этих вредных выбросов сказываются на их здоровье. За последние 10 лет, по данным службы государственной статистики, заболеваемость в крае выросла более чем в два раза. Именно поэтому появление любой информации о строительстве опасного предприятия вызывает бурю возмущения у красноярцев, особенно когда такие планы вынашиваются втайне от населения.
Проблема номер два
Вопрос утилизации и переработки отходов сегодня является чрезвычайно актуальным для всех больших городов. В Красноярске ежегодно на специализированные полигоны для захоронения поступает более 1 млн тонн мусора без какой-либо предварительной сортировки или переработки. Вместе с тем, отходы содержат значительный процент ценных компонентов, которые могут быть использованы в качестве вторсырья. По данным городской администрации, лишь около 100 тыс. тонн отходов собирается предпринимателями для вторичной переработки.
Проблема с утилизацией отходов усиливается с каждым годом, и власти ищут пути ее решения. В июле в СМИ появилась информация о планах строительства мусоросжигающего завода в Красноярске. Это вызвало волну возмущения горожан, поскольку опять подобные экологически небезопасные решения принимаются без привлечения экспертов, без учета местных особенностей и выявления мнения населения. Эксплуатация подобного завода без предварительной сортировки мусора и без надлежащего контроля приведет к выбросу в атмосферу нескольких десятков видов опасных веществ, в том числе канцерогенного действия. Ведь бытовым мусором мы считаем все: и использованные батарейки, и ртутные лампы, которые прямиком могут попасть в печь.
Нам пытаются навязать якобы современные европейские технологии мусоросжигания, в то время как в самой Европе мусоросжигающие заводы уже не строят, а старые работают не на полную мощность. В свое время европейцы не только решали таким образом проблему с утилизацией части отходов, но и получали источник тепловой и электрической энергии, более дешевой, чем газ. Сегодня скандинавские страны перерабатывают до 80% отходов во вторичное сырье. Даже из органических отходов вырабатывают биогаз, который используется в качестве топлива для общественного транспорта.
Страны Северной Европы давно перешли на раздельный сбор мусора, благодаря чему им удается отправить в повторный цикл использования большую часть такого сырья, как стекло, бумага, пластик и алюминий. Все население включено в процесс сортировки и переработки мусора с целью уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
In italiano
В очередном летнем автопутешествии протяженностью около 3000 км с севера на юг Италии, безусловно, не с целью изучения содержимого мусорных контейнеров, а исключительно с культурно-досуговыми задачами, мне удалось познакомиться с механизмом решения мусорного вопроса in italiano.
Италия — не самая передовая страна в плане сортировки и вторичной переработки мусора, хотя понятие раздельного сбора мусора с конца 80-х годов прошлого века существует в северных регионах страны. В 2009 году был принят закон, обязывающий все коммуны разделять на перерабатываемое сырье как минимум 35% всех производимых отходов. В ближайшие годы итальянцы планируют достичь планки в 65%.
Свои нюансы
В крупных городах Италии раздельный сбор мусора осуществляется с разной степенью успешности: в Риме, Милане, Турине и Флоренции удается достаточно хорошо организовать этот процесс. В столицах южных областей, Неаполе и Палермо, к сожалению, существуют очень серьезные проблемы с мусором из-за вмешательства в этот бизнес мафии. Наверняка вы слышали о «мусорных кризисах» и улицах, заваленных мусором, который никто не вывозил. Все это случилось на самом деле. Сейчас удалось справиться с ситуацией, однако раздельный сбор мусора по-прежнему здесь не очень популярен. В провинциальных и курортных городах дела обстоят по-другому, степень порядка гораздо выше — поэтому на тротуарах вы не встретите ни одной брошенной бумажки. Так, небольшой город Салерно, расположенный поблизости от Неаполя, показал самый лучший результат по всей стране — там дифференцировали 72% отходов, что фактически приближается к показателям скандинавских стран.
В каждой итальянской коммуне существуют свои особенности сортировки мусора. Местами стекло собирается отдельно, местами — вместе с пластиком и жестяными банками.
В Риме население сортирует отходы на три основные категории: бумага и картон; стекло, пластик и металл; неперерабатываемые отходы, в том числе пищевые.
Около домов стоят разноцветные контейнеры, куда горожане определяют мусор разных видов. Существуют также отдельные контейнеры для опасных отходов: батареек, лекарственных препаратов, красок, лаков, растворителей, а также тары из-под них.
Крупногабаритный хлам, такой как старая мебель, матрасы, бытовая техника, вывозят бесплатно, стоит вызвать машину по телефону. Кроме того, раз в месяц в каждом районе города организуют временные пункты сбора такого мусора. В этом году мое внимание привлекли недавно появившиеся на улицах Рима контейнеры для поношенной одежды — сюда кладут чистую и пригодную к носке старую одежду и обувь, которую впоследствии социальные службы распределяют между малоимущими.
Особенно строги в Риме правила утилизации строительного мусора. Если вы делаете ремонт в квартире, для того чтобы вывезти строительные отходы, вы должны оплатить выезд специальной машины, а не валить мусор в общий контейнер. Я был свидетелем ситуации, когда работники коммунальной службы отказались забирать черный контейнер с несколькими мешками строительного мусора в одном из особняков в центре Рима и долго объясняли хозяину, что ему нужно сделать, чтобы его вывезти.
В ответе за все
Вывоз и переработка мусора лежит на плечах муниципалитетов. Итальянцы платят налог на мусор, и государство берет на себя обязанности по его утилизации, если он как следует рассортирован. Размер этого налога в расчете на человека и наши платежи за вывоз мусора в ТСЖ или управляющей компании примерно равны.
В торговых комплексах и административных зданиях также организована система сортировки мусора в несколько контейнеров.
Сбор мусора в Италии — это целая система. Итальянцы привыкли к ней давно и стараются соблюдать все правила.
С внедрением чужого опыта в России зачастую происходят казусы. Нельзя просто копировать существующие системы. Мы не немцы и скандинавы, привыкшие строго следовать законам и правилам, систематично и добросовестно сортировать мусор по шести контейнерам. Перенимать опыт нужно с умом, с учетом нашего российского менталитета, нашего особенного отношения к исполнению законов. Постепенно воспитывать граждан, формировать технические возможности вывоза и переработки отходов, налаживать контроль со стороны государства за соблюдением экологического законодательства. Поэтому я считаю, что именно опыт итальянцев в части решения этой проблемы наиболее нам интересен, исходя из того же менталитета.
А начать внедрение системы предварительной сортировки мусора можно в новых строящихся микрорайонах. Это может быть как инициатива застройщиков, так и управляющих компаний, принимающих на обслуживание новые жилые комплексы. Можно еще на стадии проекта предусмотреть площадки для таких контейнеров.
На сегодняшнем этапе достаточно установить два дополнительных контейнера во дворах — для бумаги и картона, а также для пластика и стекла. Дополнительной мотивацией для жителей этих жилых комплексов и микрорайонов стало бы снижение платежей за вывоз мусора в части объема отходов, идущих во вторичную переработку. Решать мусорный вопрос можно! Только начинать решать его нужно с начала.
Александр Шляхин