Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Спортивная архитектура | Грядущая Олимпиада и олимпийская триада

3271
30 июня 2012 г.
Архитектура и строительство

В латинском девизе «Сitius, altius, fortius!» в первом слагаемом спортивного успеха мерещится урбанистический корень city/citta — и, наверное, это неспроста. Современные города в своем развитии словно руководствуются олимпийским слоганом и растут быстрее, выше, сильнее. Города, удостоенные права принимать Игры, преуспевают в этом росте еще заметнее. Замечен в этом и предолимпийский Сочи, догоняющий и обгоняющий по масштабам и сметам строительства и Пекин, и Ванкувер, и Лондон.

Олимпийский стадион "Спирос Луис" в Афинах

Первый от Пьера

Возрожденные благодаря энтузиазму Пьера де Кубертена сотоварищи вселенские спортивные игры состоялись в историческом месте рождения, на земле Эллады. Первые Олимпийские Игры современности прошли в Афинах в апреле 1896 года и собрали чуть более двух сотен спортсменов. Церемонии открытия-закрытия и легкоатлетические соревнования проходили в античном сооружении, на слегка подновленном стадионе греческой столицы. С тех пор протокол проведения Игр закрепился навеки, начинаясь и завершаясь праздничным зрелищем на главном олимпийском стадионе.

Античные стадионы Олимпии, Дельф и Афин строились по устоявшимся и выверенным веками зодческим канонам, и многие из них, а также многочисленные римские эпигоны прекрасно сохранились до настоящего времени. Таков и первый олимпийский объект первых Игр современности — стадион Афин.

Эллинистические массово-зрелищные сооружения — театры и стадионы-амфитеатры — похожи между собой, но разнятся в силу назначения. В театре важно не только действо, но и акустика, поэтому сцена размещалась напротив зрительских мест, отчего звук, отраженный от задней стены, усиливался и шел волной на зрителя — даже на самых отдаленных рядах был хорошо слышен актерский шепот. Для спортивных состязаний звук не столь важен, как окруженная максимально возможным количеством зрителей округлая арена, — ее обступали сплошным кольцом ступенчатые трибуны амфитеатра. Нынешние певцы собирают стадионы вовсе не по причине отличной акустики, а ради пущей вместимости поклонников. Так стираются грани между спортом и искусством.

Прототипами современных стадионов явились античные стадионы в Олимпии, Афинах, Дельфах и других городах, где проводились спортивные игры Древней Греции и прочие состязания. Античные стадионы имели прямоугольную или подковообразную вытянутую арену, вдоль которой были расположены места для зрителей числом до пятидесяти тысяч. Стадион в Олимпии, не доживший до новой олимпийской эры, немного отличался от других и представлял собой в плане полуовал, вытянутый с запада на восток, с ареной для состязаний в середине, размерами 213×29 метров. Когда в конце четвертого века нашей эры византийские христианские императоры запретили языческие ристалища и кровавые зрелища с гладиаторами, многие античные стадионы были разрушены.

Руины античного стадиона в Афинах были восстановлены в прежнем облике и размерах и в конце XIX столетия положили начало отсчета нового цикла благородных всемирных состязаний. Стадион, пронизанный светом и воздухом, представляет собой просторное и прозрачное сооружение. Вытянутый эллипс арены окружают ступенчатые зрительские трибуны с широкими мраморными скамьями, а строгие вертикали ворот богато украшены мемориальными досками, барельефами и скульптурами, по большей части копиями и новоделом.
Он послужил первым олимпиоником новой эпохи, но спустя век с небольшим олимпиада 2004 года в Афинах открывалась на более современном и вместительном спортивном сооружении, построенном специально к легкоатлетическим соревнованиям 1982 года. Впрочем, вместимость преемника олимпиад ненамного превышала античные образцы — всего около 70 тысяч зрителей. Удачно найденные античными зодчими пропорции остались непререкаемыми.

Современные стадионы отличаются от предтеч современными материалами и конструктивными элементами (бетон и пластик вместо мрамора), но главное — большей универсальностью. Это спортивные комплексы с мощным звуковым и осветительным оборудованием, возможностью смены арен на ледовые и бассейны, с легкими кровлями из ажурного железобетона, стекла и пластика. Непременным атрибутом олимпийских стадионов стала чаша для огня, привезенного и принесенного из древней Олимпии — в пору первых олимпиад конца девятнадцатого века такой традиции не существовало. Первая олимпиада прошла как-то без огонька, зато с завидным энтузиазмом. Не всякий первый блин комом…

Олимпийский стадион в Монреале Олимпийский стадион в Монреале

Пара стадионов от пары швейцарцев

Жак Херцог и Пьер де Мёрон — швейцарский, как нынче модно говорить, тандем двух инженеров, ставших звездами мировой архитектуры. В перечне авантажных проектов двух швейцарцев значатся и два очень значимых стадиона в олимпийском Пекине и баварском Мюнхене.

Строительство Пекинского Национального стадиона Наячао — «Птичье гнездо» (Bird?s Nest) — длилось около шести лет и обошлось без малого в полмиллиарда долларов. Размеры стадиона вместимостью 91 тыс. зрителей — 320×297 м, высота — 69 м, а общая площадь составляет 258 тыс. кв. м.
При строительстве не было использовано ни одного вертикального столба, это потребовало тысячи единиц современной строительной техники и 36 км стальных арматур общим весом 45 тыс. т. Хотя на первый взгляд структура сооружения проста, потребовалось применить самые современные строительные технологии и программное обеспечение. Модель была полностью разработана при помощи параметрического проектирования, что позволило создать практически вечное сооружение.

Верхняя часть чаши стадиона образует навес над трибунами и покрыта прозрачной мембранной пленкой из модифицированного тефлона, что защищает от влаги и не препятствует вентиляции. Нижняя часть навеса сформирована из обычного тефлона, полупрозрачного и подавляющего шум.
Полости между прутьями также заполнены тефлоновыми «подушками». Таким образом, получается абсолютно непромокаемая и непродуваемая конструкция. Стадион по праву можно считать одним из самых выдающихся архитектурных сооружений начала нового тысячелетия. За световой дизайн главного олимпийского стадиона отвечают 258 тыс. светодиодных ламп белого, янтарного и красного цвета, опоясывающих внешний периметр сооружения.

Архитекторы очень удачно вплели в «гнездо» традиции востока, его гармонию и красоту — в грандиозное многопрофильное спортивное сооружение, рассчитанное на века. Корпус стадиона, обвитый крепкими и извилистыми металлическими прутьями, недаром напоминает гнездо — здесь куются победы и окрыляются чемпионы. Впрочем, «птенцы» из спортивного гнезда уже вылупились в августе 2008 года, и сегодня сооружение востребовано в гораздо меньших, чем ожидалось, масштабах. Разорителем гнезда стал грянувший всемирный экономический кризис — против его суровых вихрей мало что устоит. Сейчас внутри стадиона действует рынок, но даже это не восполняет расходов на его содержание и поддержание в достойном виде. То-то Херцог с де Мёроном расстраиваются…

Вообще-то пекинский стадион больше смахивает не на птичье гнездо, а на кружевной воротник исполинского гранда. Еще больше на белоснежные брыжи походит мюнхенский стадион Allianz Arena. Это правильное физическое ощущение — ведь белоснежный пышный «бублик» выполнен из пластиковых воздушных подушек, соединенных в единый конгломерат. Этот тор на верху стадиона делает его похожим и на торт с шапкой взбитых сливок, и на надувную лодку, и на НЛО. «Лодка» эта очень вместительна и рассчитана на 566 тыс. зрителей — этакий Колизей нашего времени.

Своим названием стадион обязан совладению сразу двух баварских клубов. Есть и дополнительный смысл: стадион Allianz Arena — детище творческого альянса Херцога и де Мёрона — критики уже называют самым необычным спортивным сооружением в мире. Здесь самые крутые, в прямом смысле, трибуны — они расположены одна над другой как ложи театра. У стадиона самая большая в мире автостоянка. Но главная находка HdeM — варьирумое трехцветное освещение: опорный сразу для двух футбольных клубов, Bayern и «1860», стадион освещается красным или синим — цветами играющих клубов — или нейтральным белым — при общенациональных играх. Такая вот гармония получилась — междуклубная, междуавторская, цвето-световая.

Оба сооружения творческого дуэта знаковые и ультрасовременные — как по конструктивному инженерному решению, так и по материалам. Оба стадиона прославили не только авторов, но и спортивно-околоспортивные амбиции Поднебесной и баварских футбольных клубов. Может, именно родной стадион воодушевил немцев на недавний успех в розыгрыше кубка Лиги Чемпионов — пусть место и не первое, но высокое. Может, и в случае олимпийского Сочи родные стены помогут нашим зимним атлетам…

Национальный олимпийский стадион Наячао в Пекине Национальный олимпийский стадион Наячао в Пекине

«Уэмбли» и свежайший

Хотя новый «Уэмбли» построен на месте снесенного старого сравнительно недавно, в 2007 году, специально к Летним Олимпийским играм 2012 года в Лондоне уже в 2006-м началось строительство олимпийского стадиона. По вместимости зрителей новый олимпийский уступает новому «Уэмбли» со счетом 80000:90000, но «Уэмбли» — прежде всего футбольный стадион с лучшим в мире газонным покрытием поля, хотя и был нацелен на большую универсальность со сменяемостью площадок.

Начнем по порядку. Старый «Уэмбли» служил верой и правдой до самого рубежа тысячелетий, закрывшись для зрителей летом 2000-го. Снесли его спустя три года, затеяв на его месте строительство одноименного, но более современного сооружения с уникальной конструкцией раздвижной крыши. Такая кровельная маневренность задумана ради газонной травы, которой для отличного самочувствия необходимы прямые солнечные лучи. Главным архитектором проекта выступил Ангус Кэмпбелл, а весь проект разрабатывался в недрах архитектурной компании лорда Нормана Фостера. Как и все творения, руководимые сэром Фостером, проект амбициозен масштабами и смел инженерными решениями. Если старый «Уэмбли» запоминался двумя белыми пилонами, смахивающими на пару почивших манхэттенских башен-близнецов, то новый стадион имеет в своем решении свою триумфальную арку — самую большую металлическую однопролетную конструкцию такого рода, вознесенную на высоту 133 м и служащую опорой для раздвижной кровли. Размеры этой стальной дуги — 15 м при семиметровом диаметре, а общая площадь ездящей крыши составляет около 40 тыс. кв. м. Чаша стадиона обрела большую в сравнении с предтечей глубину: кромка кровли начинает вздыматься к небесам с высоты 52 м к кульминирующей отметке 134 м, а периметр накрытого поля измеряется целым километром. В королевскую ложу ведут не 39 ступеней, как раньше, а 127 — их величествам и высочествам придется карабкаться на большую высоту. Взята и сметная высота — строительство обошлось в 800 млн фунтов, что и не мудрено, поскольку одного бетона ушло 90 тыс. куб. м, а стали — 30 тыс. т. Конструктивное решение стадиона подразумевает водрузить взамен нижних ярусов зрительских мест сменную площадку для атлетических состязаний. Правда, этим вместимость стадиона уменьшится в полтора раза, а потому футбольный «Уэмбли» в другой ипостаси пока ни разу не использовался.

Надо заметить, что новый олимпийский стадион не сильно отстает и по вместимости, и по строительной стоимости.
Стадион расположен на Мэршгейт Лэйн, в районе с шекспировским наименованием Стрэтфорд. Он станет третьим в Великобритании подобным комплексом по вместимости после «Уэмбли» и «Твикенхэма». Строительную площадку подготавливали с 2007 года, сооружение объекта началось годом позже. После проведения Олимпийских игр многофункциональный стадион, возможно, перестроят, ограничив при этом его вместительность до 25 тыс. человек. Торжественное открытие состоялось совсем недавно, 5 мая 2012 года, под слоганом «2012 часов до Олимпиады».

Дизайн арены разработали архитектурное бюро «По́пьюлос» и сэр Питер Кук. Проект стадиона был опубликован 7 ноября 2007 года. После проведения Олимпиады реконструируемая в сторону уменьшения численной вместимости арена станет новым домом для атлетов, соединяя в себе помимо спортивной коммуникативную и образовательную функцию, короче говоря, новый мультифункциональный комплекс с плясками и песнями звезд и созвездий шоу-бизнеса — традиционными для всех стадионов. В принципе и спорт, футбол в частности, и эстрада давно стали именно бизнесом. «Быстрее, выше, сильнее» в нынешнем понимании кардинально отличается от романтического призыва де Кубертена…

Стадион  в Мюнхене

О спорт, ты спёрт!

Большой спорт не только стал большим бизнесом, но и изрядно оброс сопутствующими околоспортивными гешефтами. Не исключением стал и предолимпийский Сочи, в котором под шумок гватемальского решения МОК начался передел собственности и освоение с изрядной долей присвоения бюджетных средств. И вот для достижения этих сугубо материальных целей используются вовсю не совсем, а, вернее, совсем не спортивные приемы, включая изъятие недвижимости и рейдерский захват, а также знаменитый российский откат, достигающие едва ли не сорока процентов — крепости отечественного напитка.

Всю массу претензий к олимпиадоустроительной кампании можно разделить на две группы: экологические и экономические. Экологи сразу, в 2007-м, возопили об угрозе биосферному заповеднику Западного Кавказа, признанного объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Именно на территории Сочинского национального парка и Имеретинской низменности и решено было развернуть масштабное строительство. Мало того, предпринятые вскоре Счетной палатой проверки выявили массовые нарушения в процессе отведения участков: лишь в четверти случаев проекты предварялись комплексной эколого-экономической экспертизой, а большая часть их предназначена отнюдь не под олимпийские нужды, а под крупное строительство частным и госкорпоративным капиталом своих коммерчески выгодных объектов.

Власти страны с энтузиазмом решили добыть, или добить, сразу двух зайцев: модернизировать инфраструктуру Краснодарского края и провести образцово-показательную Олимпиаду. На эти благие цели из казны, пополняемой, между нами говоря, налогоплательщиками всей страны, по разным оценкам будет направлено от половины до триллиона рублей. Ну и где же справедливость равного подхода к развитию территорий?! Надо заметить, что и раньше в Сочи и на Кубани жизненные условия были не самыми некомфортными по России, о чем красноречиво свидетельствует плотность тамошнего населения. Сейчас город-сад постараются превратить в райский сад с отличными коммуникациями, транспортом и по-прежнему приятным климатом. Говорят о развитии единственного в РФ субтропического курорта, но отдых здесь и раньше обходился дороже, чем на средиземноморских побережьях Испании и Турции, а теперь подрастет еще больше. И кому же от этого выгода?

Давайте вернемся непосредственно к олимпийским объектам. Их около пятнадцати, а располагаться они будут кучно в двух кластерах — горном и прибрежном. В окрестностях Красной Поляны, естественно, расположат санно-бобслейные и горнолыжные трассы, биатлонные стрельбища и прочие требующие снежного покрова объекты. У самого Черного моря разбит олимпийский парк, в котором достраиваются ледовые арены, ледовый же дворец и, конечно же, олимпийский стадион.
Он будет значительно уступать по вместимости собратьям по олимпийскому цеху всего на сорок тыс. зрителей, чего вполне достаточно для малознакомого международным туристам города. Стадион подразумевает трансформацию в футбольный, с прицелом на чемпионат 2018 года, еще одну дорогостоящую амбицию нынешней власти. По прошествии спортивных событий в обычном режиме стадион будет принимать не более 25 тыс. человек. Зимой 2014 года олимпийский стадион послужит площадкой для открытия и закрытия Игр, а также соревнований по хоккею с мячом.

Первоначальная дизайн-идея сводилась к яйцу Фаберже (как все у нас тяготеет к этой гламурной безделице), но решили, что пасхальное яйцо нелепо смотрелось бы в гористом пейзаже — не двуглавый ли орел снес его на фоне кавказских вершин?. Решили, что, стилизованный под одну из заснеженных вершин, он будет смотреться гораздо гармоничнее. У стадиона будет две боковых, крытых полупрозрачным поликарбонатом трибуны и две небольших открытых торцевых трибуны. Расположение стадиона и высота торцевой трибуны обеспечит зрителям впечатляющий вид на горы Большого Кавказа. Созерцаемые горные высоты настроят участников соревнований на спортивные высоты — так воплотится второй компонент олимпийского девиза, altius. Сказано, может быть, сильно, но это уже третья составляющая — fortius…

Геннадий Рыбаченко

Источник: Журнал «Сибирский дом» №6 (101), июнь 2012