Реки и мосты архитектора Сантьяго Калатрава
Маэстро мостостроитель
Итак, на творческом счету архитектурного испанца множество музейных и спортивных объектов, всемирно-выставочных и транспортных комплексов, снискавших и принесших автору признание и кучу наград, включая Притцкеровскую премию. Особенной статьей творчества Сантьяго Калатравы выступают мосты, построенные им по всей планете: в Венеции и городах родной Испании, в столицах Ирландии и Аргентины, в Иерусалиме и Калифорнии. Маэстро мостостроитель уже построил с дюжину мостов по всему миру и собирается возвести столько же. Они все сходны между собой, как и полагается детищам одного папаши: почти все вантовые — подвешенные на стальных тросах к мощным опорам, укрытые от дождя и ветров прозрачным остеклением, с парусно изогнутыми фермами и элегантными опорами. Вот каковы некоторые из них — образцы творчества Калатравы.
Над водами Гвадалквивира
Мост «Аламильо» перекинут через реку Гвадалквивир, протекающую через славный город Севилью — столицу крупнейшей испанской провинции Андалусия. Мост был построен для сообщения с большим пустынным островом Ла-Картуха, на котором Испания решила принимать гостей Всемирной выставки «ЭКСПО-1992». По замыслу заказчиков и архитектора мост призван символизировать высокие стремления и значение Севильи в прошлом, настоящем и будущем.
Автомобильно-пешеходный мост состоит из единственной опоры, уравновешивающей двухсотметровый пролет с помощью тридцати стальных тросов. Первоначально планировалось строительство двух смежно подвешенных мостов с односторонним движением, но Калатрава в своем проекте очень удачно свел воедино транспортное решение, да еще и с пешеходной медианой. Кроме того, единая двухсотметровая авто-пешая трасса, подвешенная на стальных канатах, несет и мастерски выполненную эстетическую нагрузку. Особенно поражает воображение мост в ночное время: ярко освещенный, он напоминает гигантский галеон, несущийся во тьме под всеми парусами. На фантомный парусный корабль, составленный наложением силуэтов двух соседних мостов через Гвадалквивир, «Аламильо» и «Ла Баркета», лучше всего любоваться со сторона знаменитой Золотой башни — с этой точки симбиоз двух мостов двух разных авторов смотрится наиболее гармоничным.
Путь в бильбаотеку современного искусства
В таком же «подвешенном» состоянии пребывает упомянутый мост в столице страны басков. Подвесной арочный пешеходный мост в Бильбао через речушку с нервным названием Нервьон соединяет отели новой части города с музеем современного искусства фонда Соломона Гуггенхайма. Это один из семи построенных по всему миру музейных комплексов этого фонда, и, пожалуй, один из наиболее эффектных и необычных. Музей Гуггенхайма создан по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гери и смахивает на космический корабль пришельцев. Приземистый каркас, обшитый изогнутыми пластинами листового титана, с нарочито рваными и асимметричными формами являет собой яркий пример такого направления, как деконструктивизм. Необычный мост Калатравы связывает музей с новопостроенным городом с 1997 года, объединяя пешеходную ось между нижней и верхней частями Бильбао. Официальное его название — Puente del Campo Volantin, но баски его именуют «Субисури» (zubizuri — «белый мост»). Сооружение представляет собой наклоненную арку из конструкционной стали, соединяющую две платформы, к которым подходят рампы с обеих сторон реки. Изогнутый мост, замощенный стеклянными плитками, подвешен за арку на стальных кабелях, а вся конструкция выкрашена в белый цвет, как и другие творения Калатравы (что и отражено в народном названии). Однако непрактичность моста доставляет хлопот пешеходам и муниципалитету — материал хрупок, а в мокрую погоду стеклянные плитки становятся довольно скользкими. Чтобы пешеходы не поскальзывались на мокром стекле (а в Бильбао моросящий дождь — обычная погода), мост застелен зеленым пластиковым покрытием вроде ковра или искусственной стадионной травы. Поговаривают также, что одни только расходы на замену разбитых плиток обходятся городской казне в шесть тысяч евро ежегодно.
Дублинский дублет
Куда меньше хлопот и затрат требует у властей ирландской столицы не менее эффектный мост, названный в честь урожденного ирландца Джеймса Джойса. Действие его рассказа «Мертвые» происходит как раз в одном из домов, расположенных по соседству. Ирландскую тему поддерживает и облик сооружения. Мост изящно завис над рекой, соединяя берега ирландской столицы, словно дополняя своей струнной наружностью духовые звуки традиционной волынки.
Этот автомобильный арочный мост с четырехполосным движением в обоих направлениях дополнен двумя пешеходными дорожками с обособленными зонами, где расставлены скамьи. Длина моста составляет 44 метра, а ширина — 31 метр. Сданный в эксплуатацию летом 2003 года, это один из двух мостов начала нового тысячелетия и один из двух через реку Лиффи, построенных в Дублине по проектам Калатравы.
Второй участник дублинского дублета — расположенный ниже по течению реки мост Сэмюэля Беккета. Он назван в честь еще одного знаменитого литературного ирландца, одного из основателей жанра абсурда. К счастью, творение Калатравы подчинено здравому смыслу и соображениям утилитарности. Это мост не простой, а разводной, причем в горизонтальной плоскости акватории реки, а не подъемный, как мосты Петербурга. Сложность подобного сооружения увеличила срок завершения до десяти лет, а сумму — практически вшестеро, до 60 миллионов евро. Строительство начато в 1998 году и завершено в 2008-м. Торжественное открытие для пешеходов состоялось в мае 2009 года, в присутствии потомков Беккета. Протяженность моста составляет 123 м, а ширина — 48 м. Конструкция позволяет поворачивать части моста на 90°, позволяя судам проходить по реке беспрепятственно. Если его собрат, мост Джойса, очертаниями напоминает струнную деку или крышку рояля, то мост Беккета больше похож на арфу — традиционный музыкальный инструмент и политический символ нации, угодивший даже на монету достоинством два евро ирландской чеканки. Такой вот струнно-мостовой дуэт связывает берега дублинской реки Лиффи.
Turia futuria
Мир миром, однако лучшим произведением Калатравы признан «Город искусств и наук» в родной Валенсии. Ciudad de las Artes y las Ciencias — мировой образец современной комплексной застройки. «Город» расположился в осушенном русле реки Турия и состоит из пяти зданий, обычно называемых по их валенсийским именам. Среди них Дворец искусств королевы Софии, кинотеатр L'Hemisferic («Полушарие»), сад-галерея L'Umbracle, Научный музей принца Филиппа, океанографический парк на открытом воздухе L'Oceanografic. Весь комплекс окружен парками, ручьями и бассейнами, а его территория стала популярным местом отдыха жителей и гостей города.
Не стоит забывать, что Валенсия дала архитектору путевку мостостроителя, ведь первый мост Калатрава построил в родном городе. Это было лишь началом и авансом для будущего «Города искусств». Надо заметить, что все футуристические формы невероятных по новизне облика сооружений валенсийского культурного комплекса тесно перекликаются и вторят удачно найденным лекалам, по которым скроены мосты Калатравы, прославившие его имя по всему миру. Пускай речушка Турия пересохла, но высохшее ее русло перетянуто воздушно-пешеходными связями и ажурными фермами — взмывающими в небеса как манифест архитектурного футуризма.
Разведенная «Женщина» в стране пампасов
Перенесемся через всю Атлантику, из одного полушария в другое — в столицу Аргентины Буэнос-Айрес. Пешеходный мост с поэтичным названием и не менее романтичным обликом «Пассерелья-де ла Мухер» («Мост Женщины») был построен в 2002 году. Когда столичный район Пуэрто Мадеро практически с нуля стал перестраиваться в новый деловой центр, для того чтобы обеспечить новые, более удобные пешеходно-транспортные связи, было решено построить означенный мост. Мост насчитывает в длину 175 метров и составлен двумя пролетами в 40 и 30 метров, а также промежуточным разводным висячим пролетом длиной 100 метров. Для пропуска судов центральная секция разводного пролета может поворачиваться на 90° вокруг десятиметровой белой бетонной опоры, куда встроен поворотный механизм. Боковые опоры, также выполненные из белого бетона, имеют форму круглых цилиндров с эллипсоидными капителями поверху. Мостовой настил состоит из стальной кессонной балки, укрепленной поперечными и продольными пластинами.
Самый важный в конструктивном и эстетическом отношении элемент сооружения представлен стальным пилоном, который возвышается на 40 метров над центральной опорой (вокруг которой вращается разводная секция) и имеет угол наклона 38,81° — практически как земная ось. В процессе раскрытия пилон вращается вокруг настила в западную сторону, когда мост закрывается, и в восточную, когда открывается. Именно форма разводной секции придает сооружению наряду с хитроумной функциональностью неповторимую элегантность. Какую и пристало иметь Женщине, в честь которой мост назван…
Понто венециано
Одной из последних по времени реализованных построек в городе-заповеднике Венеции стал мост через одно из разветвлений морской лагуны. Новый мост располагается в самом начале города, между вокзалом Санта-Лючиа и Пьяццале Рома, и, строго говоря, не столь уж был необходим. Скорее всего, это жест примирения, компромисса между консерваторами и сторонниками архитектурного авангарда. Парадокс состоял в том, что с 1980 года в Венеции проводятся архитектурные биеннале — смотры-выставки достижений всемирной архитектуры, а сам город застыл в своем развитии, как символ метафизики.
Мост был явлен граду и миру в августе 2007 года. До того в Венеции на протяжении семидесяти лет не только не строилось ничего нового, но даже значительной реконструкции имеющихся зданий не проводилось. А тут новый мост, да еще и современного облика!
При всей авангардной одиозности Калатравы венецианский мост называют самым невзрачным и даже «невидимым» его творением. Выгнутая плоской аркой пластина с ребрами жесткости, спрятанными под полотном, — вот и все! Правда, форменная неприметность слегка компенсирована витражными элементами: ступенями из цветного стекла и перилами из стекла прозрачного. В дополнение к ажурной конструкции так налажена перекличка с местными промыслами — здешним знаменитым стеклянным литьем и дутьем с одного из венецианских островов, Мурано. Безделушки муранского стекла — занятный сувенир, но не более. Почти таков же новый мост: умеренно функционально, технологично, скромно, незаметно и сверху немножечко Мурано.
Надо еще раз подчеркнуть, что архитектор проявил бережное отношение к историческому контексту, а его сооружение не слишком заметно выпирает из венецианского ажурного великолепия. Некоторые все равно ругаются, однако всем никогда не угодишь — всегда сыщутся критики всего, что делается…
«Давидова арфа» над Ершалаимом
Мост между прошлым и настоящим появился и в Иерусалиме, причем практически впритык к исторической части города — со стороны въезда из Тель-Авива. Это мост для новой линии легкой железной дороги у самого въезда в Святой город: виадук протяженностью полотна 360 метров, подвешенный на струнах на шестиметровой высоте, стал важным звеном в строящейся системе скоростного городского транспорта. Сооружение зиждется на бетонных опорах, облицованных белым иерусалимским камнем, а сам мост, подвешенный на стальных тросах к башневым опорам высотой 104 метра, выполнен из стекла и стали. Такое конструктивное решение позволило избежать массивности и придает сооружению элегантный «летящий» силуэт. Восхититься есть чем: 119-метровая опорная мачта и полотно моста уравновешивают друг друга с помощью 66 струн диаметром 5 см, каждая из которых натянута между мачтой и своим сегментом. Сооружение получило поэтическое название «Арфа Давида» и действительно напоминает огромную арфу с 66 струнами. Параболическими формами напоминает оно и памятник освоителям космоса на московской ВДНХ, что тоже удивительно символично по совпадению дат — строительство их виадука начато в наш День космонавтики, 12 апреля 2007 года. Строительство моста уложилось в три года и обошлось в 30 млн долларов. Наряду с железнодорожными путями в оба направления по мосту проложили пешеходную дорожку, с которой открывается вид на город с многотысячелетней историей. Так новое архитектурное искусство прорастает через тысячелетние наслоения — и кому судить, сорные эти ростки или культурные? Скорее второе, ведь все объекты Калатрава вписывает в ландшафтно-историческую среду очень деликатно, не нарушая ни колорита, ни пропорций, ни общей стилистической гармонии. Бело-золотистый виадук в «городе золотом под небом голубым», неброский изящный ажурный мост над венецианским каналом, «музыкальный дуплет» в ирландской столице, «двухмачтовый парусник» над Гвадалквивиром, футуристические аркады родной Валенсии — многочисленные тому подтверждения.