Путешествие в Ниццу | Малые и милые улицы Ниццы
Ницца по-французски пишется Nice, что в английском означает «красивый» или «милый». Такой она и предстала нашим взорам — прекрасной, роскошной и чарующе уютной. Лазурный Берег, он же Французская Ривьера, был излюбленным местом отдыха русской аристократии. Граждане России демократической тоже стремятся сюда поплескаться в лазурных водах Средиземноморья, хотя отдых здесь весьма недешев. Зато к дорогим удовольствиям относится и осмотр достопримечательностей, о которых написано в романах Фицджеральда и других романтиков. Невероятно приятно и просто прогуляться — как раз по улицам Европы, малым и милым.
На Кот д`Азуре все в ажуре!
Считается, что за 400 лет до нашей эры Ниццу основали греки, назвавшие город Никейя — в честь крылатой богини победы. Как корабль назовешь — так он и поплывет, и нареченная в честь Ники Ницца вплыла в мировую историю победительницей конкурентов и пионером курортной индустрии. Несмотря на имеющиеся здесь фортификации (крепость Вильфранш), осады и набеги остались в далеком прошлом, а с середины XIX века Ницца достойно переживает набеги отдыхающих и наезды европейских элит. На Кот д`Азур хлынули слава и деньги, и Ницца расцвела ажуром красивых зданий и нарядным шиком одеяний праздной публики. Отдых и развлечения здесь возлюбили не только французы, но в первую очередь англичане. Не остались в стороне русские аристократия и интеллигенция — в Ниццу регулярно наезжали русская знать во главе с императорской семьей, многочисленные художники и писатели вроде А. П. Чехова. Здешние берега живописны и теплы, и сегодняшние состоятельные граждане России предпочитают курорты Лазурного Берега всем прочим. Здесь, конечно, дорого, но очень достойно и изысканно — есть что вкусить и попить, есть и что посмотреть.
Старинные часы на башнях старой Ниццы
Старой Ниццей (Vieux Nice) именуют часть города с сохранившейся застройкой XVI–XVIII веков. Она хоть и старая, но хронологически относится к Новому времени, и старше зданий этих кварталов в Ницце сохранились только античные руины. Никаким мрачным средневековьем Ницца не обременена, город сравнительно молод и однороден по типу и структуре застройки. От средневековых монастырей уцелели лишь две башни с часами — отмеряющими ход времени в южной и северной Старой Ницце.
Прекрасные здания прекрасной эпохи
Бель эпок (Belle Epoque) — поэтичное название периода очередного расцвета французской культуры, заключенного между 1890 и 1914 годами. Эта эпоха была весьма коротка и пришлась на начало Третьей республики, а закончилась с началом Первой Мировой войны.
Это был короткий золотой век европейской культуры. Период зарождения и бурного развития искусств и наук, технологических изобретений цивилизации. В этот период родились фотография и кинематограф, получили начало автомобилестроение и метрополитен, положены основы психологии и психоанализа, социологии и, как ни прискорбно, грядущего социалистического пожара. Войне и революционным потрясениям предшествовала настоящая «прекрасная» эпоха с вошедшими в широкую моду развлечениями — просиживанием в кафе и кабаре, эстетическими метаниями и творческими исканиями, морскими купаниями и бульварными гуляниями. В России это время расцвета искусств принято называть серебряным веком и модерном, во Франции — Прекрасной эпохой и ар нуво.
Это же название, Belle Epoque, получила и зодческая практика того времени — изящная и нарядная радостно-легкая архитектура с привкусом легкого флирта. Стиль этого времени шире единого определения — он вобрал в себя и сплавил модерн и рококо, классицизм и барокко. Городская застройка Прекрасной эпохи и сегодня выглядит чуть легкомысленной и отнюдь не тяжеловесной, в чем-то подобной игристому вину этой страны. Да-да, именно шампанскому!
Вдоль по Гамбетте
Своего рода «витриной» Ниццы служит ее набережная, Promenade des Anglais. Английской набережная прозвана потому, что с начала XIX века недвижимость здесь приобреталась по большей части британскими подданными. После визита в 1870 году их королевы Ницца снискала славу зимнего курорта, первого из европейских. Англичане и обустроили набережную, построив дорогу вдоль моря двухметровой ширины, она и разрослась впоследствии в «Английскую Набережную». Сегодня она вчетверо шире прежнего и намного шикарнее. Нынешняя Английская набережная простирается на несколько километров между возвышенностями на двух мысах, подобно тетиве лука обнимая лазурную бухту. В 1930 году набережная была продублирована шоссе и дополнена скверами и пальмовыми аллеями вплоть до бульвара Gambetta. Реконструкция набережной Promenade des Anglais окончательно завершилась в 1965 году, когда та достигла аэропорта.
Английская набережная и особенно самая прославленная ее часть в районе бульвара Гамбетта, застроены великолепными отелями и паласами — дворцами и особняками, внутри которых разместились гостиницы и апартаменты. Они богато декорированы, скульптурно и фасадно, а стилистически выполнены в стилистике бель эпок и ар деко. Все это великолепие не перескажешь, потому ограничимся наиболее примечательными зданиями.
Золотой Негреско и чугунная негритянка
Отель Negresco, расположенный в самой середине Английской набережной, с 1974 года причислен к выдающимся памятникам французской и мировой архитектуры, а по признанию американских отельеров вошел в десятку лучших гостиниц мира. К тому же самых дорогих. Ведь ночевка в одном из номеров обойдется постояльцу в 20 тысяч евро, а бутылка вина в расположенном внизу ресторане «Шантеклер» тянет на две тысячи! Впрочем, и вино здесь непростое, и обстановка под стать — практически музейная. Сюда и заходят в основном как в музей — испить чашечку кофе на веранде, любуясь шикарной панорамой лазурнобережья.
Правильнее было бы называть заведение Нереску, ведь отцом-основателем этого гранд-отеля был румынский эмигрант, транскрибировавшийся на французский манер Анри Негреско. Как другой известный офранцуженный румын — Эжен Ионеско. Собрав необходимые для строительства средства, девелопер начала прошлого века заказал проект одному из ведущих архитекторов того времени, Эдуарду Ниерману, и в 1913 году необычное здание с округленным и богато декорированным фасадом украсило собой центр Ниццы. Торжественное открытие отеля почтили многие VIP-персоны того времени, включая королевских особ, американских миллиардеров и властителей дум. Правда, последовавший вскоре европейский военный катаклизм отставил гранд-отель в сторону от гущи событий и разорил его владельца. Лишь в 1970-х, когда здание перешло в собственность семейства Ожье, оно было основательно отреставрировано и приобрело прежние шик, блеск и славу.
Несмотря на сравнительную молодость (свое столетие Негреско справит лишь через четыре года), здание выступает музеем во многих смыслах. Это фактически музей французской (да и мировой) культуры. Ведь в списке его постояльцев значатся почти все знаменитости из мира искусства и литературы, киноактеры и кутюрье, королевские особы и президенты — от Коко Шанель и Марлен Дитрих, Хемингуэя и Саган, Кокто и Камю до Назарбаева и Медведева.
Здание и снаружи, и внутри выглядит музейным. Роскошный пятиэтажный особняк с круглой угловой башней выстроен в духе ар нуво и являет собой квинтэссенцию стиля бель эпок. Внутри царят роскошь и хороший вкус. Интерьеры отеля украшают невероятно изысканные и дорогие предметы. Большой зал накрыт куполом, спроектированным не кем иным как самим Гюставом Эйфелем. Огромная люстра диаметром 2,5 метра под потолком Королевского салона насчитывает более 16 тысяч хрустальных подвесок. Мраморный пол устилает самый большой в мире ковер площадью 375 квадратных метров, сотканный по специальному заказу, чья стоимость составляет чуть ли не десять процентов от стоимости всего отеля. Отельные интерьеры и организованы как музейные, только залы находятся один над другим. Холл первого этажа оформлен в стиле ар деко с выраженной доминантой классицизма. Апартаменты на втором этаже обставлены по последней моде, напичканы бытовой техникой и украшены работами современных художников. Третий этаж оформлен в духе Людовика XV, четвертый выполнен в стиле ампир наполеоновской эпохи. У входа в Негреско красуется огромная скульптура негритянки, отлитая из чугуна. Ее пышное туловище в три обхвата в чугуне тянет на все пять тонн! На зависть слонам и зурабам церетели…
Странные площадные фигуры
Если продолжить рассказ о скульптурных странностях Ниццы, то фигуры, установленные в скверах, на площадях и набережных, вызывают удивление и неподдельный интерес. Так, на одной из центральных площадей города, вполне западной по застройке, на высоких шестах посажены изваяния очень восточного вида. Отлитые из матового стекла, размерами в человеческий рост, мужские фигуры восседают в позе лотоса. Просвечивающие на солнце и светящиеся изнутри в ночное время, они напоминают ангелов, невесть с чего занявшихся йогой. Впрочем, все легко объясняет повальное увлечение дзен-буддизмом и восточными медитативными практиками в среде европейских интеллектуалов, и сегодня скульптурного сидящего Будду встречаешь и в классическом итальянском патио во Флоренции, и вот — на площади в самом центре Ниццы.
Кстати заметить, что сама площадь выглядит классической итальянской: по периметру она обрамлена зданиями с тянущимися снизу глубокими галереями (как, например, Туринский дворец), а в самом ее центре плещет струями фонтан с античной римской живностью в мраморе и бетоне — всякими тритонами, купидонами, нимфами и грифонами. Эта каменная мифологическая фауна традиционна для европейского рококо и более привычна в старинном французском городском ландшафте.
Нотр-Дам и Сен-Николя
Все соборы, несущие в названии «Нотр-Дам», похожи на самый известный из них — Собор Парижской Богоматери. Нотр-Дам-де-Нис также повторяет готический силуэт столичной предтечи, и как более молодой и менее строгий, храм несет на фасадах и внутри больше барочных элементов, каменного кружева и кованых рюш. Дама всегда остается женщиной, и на смену средневековой аскезе парижского собора в убранстве позднего тезки в Ницце взыграли декоративные мотивы. Здание было выстроено в 1868 году архитектором Ленорманом и несет на и в себе печать модной тогда эклектики — к слову, очень грамотной и гармоничной. Это самый крупный действующий храм Ниццы и, конечно, римско-католический.
Поскольку Ницца на рубеже прошлого и позапрошлого веков стала по составу отдыхающих вполне русской, в ней появилась и православная церковь. Необходимость ее строительства обусловлена быстрым ростом численности русского населения: если к моменту ее постройки в 1913 году в Ницце постоянно проживало около трех тысяч русских, то к 1930-му диаспора насчитывала более пяти тысяч человек. К сегодняшнему дню Ницца никак не стала менее русской.
Царское семейство во главе с Александром II настолько было очаровано климатом и ландшаф-тами Ниццы, что обзавелось здесь летними и зимними резиденциями, потянув за своим примером русскую знать. Поскольку российская аристократия была набожной, кроме домовых церквей решено было возвести и общую капитальную — храм Святого Чудотворца Николая. Церковное здание весьма традиционного православного зодчества, лубочно-луковичное с островерхим шатром сбоку, построено в Ницце к 1913 году. В церемонии его открытия и освящения принимал участие тезоименитый император — последний в династии и истории России — Николай II. Трагедии сопутствуют и религиозным, и литературным сюжетам — как история с падением Квазимодо с колокольни, так и с расстрелом Романовых в подвале…
Вся Ницца в руках
Ницца раскинулась у залива Ангелов, прекрасная и прекрасно обозреваемая с окрестных холмов — вся как на ладони. Даже в самом ее названии слились английское «найс» и крылатая богиня Ника, а в ее кварталах соединились архитектурные моды последних времен. В результате сотканные каменные кружева как нельзя более подходят в качестве зодческого оформления и обрамления куртуазной и беззаботной светской жизни средиземноморского курорта. Это город-праздник для всех — кутил и игроков, донжуанов и амазонок, театралов и ботаников, порядочных семей и неправильной молодежи. К их услугам рестораны и винные погребки, казино и кабаре, театры и музеи, пляжи и магазины — на всякий вкус, цвет и кошелек. С последним сложнее, ведь отдых на роскошном курорте требует соответствующих трат. Но все-таки это Ницца, а не какая-нибудь синица — хоть и не журавль в небе…
Лазурнобережный хай-тек
Ткань городской застройки Ниццы весьма однородна, из нее не выпирают в небо высотки и не бликуют стеклянными поверхностями ультрасовременные здания. Здесь все просто, гармонично и регулярно расположено, а о какой-нибудь точечной застройке никто не помышляет. Современность не вторгается грубо в размеренный ритм Ниццы, а лишь сопровождает ее. Хай-тек замечательно расположился в современном аэропорту и солирует в окрестностях. В нескольких километрах от Ниццы в направлении Канна построен целый комплекс сооружений в стилистике hi-tech. В зданиях, чем-то похожих на месопотамские зиккураты и пирамиды майя, размещены апартаменты класса люкс, предназначенные для отдыха состоятельной публики, тяготеющей к технологическим чудесам и отчего-то пресытившейся исто-рическими красотами. Их постмодернистские силуэты хорошо просматриваются даже со скоростной автотрассы — как символ наступающей технотронной и урбанистической цивилизации.
Все же Франция — современная страна, чрезвычайно развитая в области не только культуры и искусств, но и технологий, в том числе космических. Однако все же большую часть очарования нынешней Франции обеспечивают именно малые улицы, обстроенные элегантными и со вкусом декорированными особняками, наполненные ароматами свежесваренного кофе и свежевыпеченных багетов, сопровождаемыми неспешной и мелодичной, характерно грассирующей речью.
Геннадий Рыбаченко
Фотографии Леонида Жбанова