Окружающая среда | Экология: время действовать
Проблема экологии для Красноярска — тема очень больная, ведь краевой центр входит в десятку самых грязных городов страны. Несмотря на то что станки ряда местных промышленных предприятий, под прикрытием «мирных» холодильников и телевизоров укреплявших своими изделиями обороноспособность страны, давно остановлены, окружающую среду по-прежнему активно загрязняют металлургические, химические, перерабатывающие заводы и предприятия теплоэнергетики. Неужели в условиях сырьевой экономики конституционное право человека на благоприятную окружающую среду осталось лишь на бумаге?
Не нужно быть специалистом-экологом, чтобы понимать: Красноярск — город с неблагоприятной экологической ситуацией. Затянутое смогом небо, чернеющий от висящей в воздухе копоти уже через сутки снег — самые очевидные приметы крупного промышленного центра, в каковом статусе нашему городу только предстоит укрепиться в ближайшие годы благодаря перспективе пуска трех новых металлургических производств.
Согласно государственному докладу «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2010 год» в Красноярске в 2010 году показатели загрязнения воздуха стали значительно выше, чем в 2009 году, — уровень загрязнения воздуха официально признан «очень высоким», как и в других городах края — «товарищах по несчастью»: Ачинске, Лесосибирске и Минусинске.
Сильнее всего атмосферу этих городов загрязняют бензопирен, формальдегид, диоксид азота, фенол и взвешенные вещества. Если анализировать три основных показателя, характеризующие состояние атмосферного воздуха, то в Красноярске комплексный индекс загрязнения по этим веществам составил 21,86 (в 2009 г. — 18,56); стандартный индекс, или максимальное разовое превышение ПДК, был официально зафиксирован по бензопирену — 11,2 (в 2009 году — 10,4). Наибольшая повторяемость превышения ПДК была отмечена в 2010 году по формальдегиду — 23,2% (в 2009 году — 15,2%).
За 2010 год 8 раз стационарные посты Красноярского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды регистрировали пятикратные превышения ПДК (3 случая по взвешенным веществам, 4 — по этилбензолу, 1 — по формальдегиду) и 11 случаев превышения среднемесячного гигиенического норматива бензопирена в отдельных районах Красноярска в 10 и более раз. Нужно заметить, Центральный и Советский районы в очередной раз подтвердили свою репутацию самых загрязненных участков города: в Центральном районе предельно допустимая концентрация бензопирена была превышена в 19,8 раза в январе и в 20,4 раза — в декабре; в Советском районе ПДК по бензопирену превышались в январе в 14 раз.
Чем чревато превышение ПДК? Ответ заключается в определении. Предельно допустимой в науке принято считать такую концентрацию химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений. У нас же основные вещества-загрязнители присутствуют в атмосфере, воде и почве десятилетиями, причем за 5 лет суммарный индекс загрязнения 5 основными соединениями в Красноярске вырос вдвое.
Стационарные пункты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в Красноярске:
ПНЗ № 3, Центральный р-н, ул. Сурикова, 54;
ПНЗ № 5, Советский р-н, ул. Тельмана, 16;
ПНЗ № 7, Свердловский р-н, ул. Матросова, 6;
ПНЗ № 8, Кировский р-н, ул. Кутузова, 92;
ПНЗ № 9, Ленинский р-н, ул. Чайковского, 7;
ПНЗ № 20, Ленинский р-н, ул. Солнечная, 8;
ПНЗ № 21, Железнодорожный р-н, ул. Тимирязева, 2.
Для понимания экологической ситуации в Красноярске показательны данные, которые привел в своем выступлении во время декабрьского круглого стола по экологии руководитель Роспотребнадзора по краю Сергей Куркатов.
В 2009 году по валовому объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Красноярск занимал 11-е место в стране, по твердым веществам, выброшенным в атмосферный воздух, и бензопиренам — 7-е место, по выбросам оксида углерода — 8-е место, оксидам азота — 12-е место, по гидрохлоридам и газообразным фтористым соединениям — 2-е место среди российских промышленных центров, сразу за Братском, где расположен алюминиевый завод — «близнец» КрАЗа.
За последние годы валовые выбросы в атмосферу Красноярска не только росли в объеме, но и перераспределялись по источникам. За 2010 год общий объем выбросов в крае составил 274,2 тыс. тонн, причем доля стационарных источников в нем сократилась — за 5 лет показатели снизились со 170 до 147,1 тыс. т, в то время как выбросы в атмосферу от транспорта увеличивались вслед за ростом числа автомобилей — до 127,1 тыс. т, — составив почти половину общего количества загрязняющих веществ.
Этот объем выбросов в окружающую среду как от заводов, так и от автомобилей — величина расчетная, а не фактическая. В действительности же за счет нарушения технологии производства, использования некачественного сырья, экономии на обслуживании газоочистки реальные объемы выбросов от предприятий и ТЭЦ превышают эти значенияв несколько раз, о чем свидетельствуют контрольные значения ПДК по городу.
А вот цифры выхлопов от авто, по мнению экспертов, имеют тенденцию к фактическому снижению за счет обновления автопарка импортными автомобилями и использования более качественного топлива европейских экологических стандартов.
Чихать хотели на наше здоровье
Судить о качестве окружающей человека среды комплексно позволяет оценка здоровья населения. По мнению главы краевого Роспотребнадзора Сергея Куркатова, на здоровье красноярцев наиболее существенно влияет состояние атмосферного воздуха — самая большая проблема города Красноярска.
По данным чиновника, на верхнем пределе воздействия на население онкологические риски. Очень своевременно началось в 2010 году строительство нового онкологического центра стоимостью несколько миллиардов рублей — именно в такой форме государство наконец проявило заботу о гражданах. Правда, поздновато. Пора ждать следующего шага — когда же определят новое место под захоронения красноярцев. И очень символично в данном контексте, что перспективная площадка очередного городского кладбища находится в непосредственной близости к КрАЗу, так что заводские трубы будут приветствовать своим дымным шлейфом каждую погребальную процессию.
Что касается неканцерогенных рисков, то они выше приемлемых уровней в 23,2 раза, утверждает Сергей Куркатов. Органами-мишенями для воздействия загрязненной атмосферы становятся в первую очередь органы дыхания, на втором месте иммунная система, затем другие — органы зрения, кровь и кроветворные органы, репродуктивная система, сердечно-сосудистая и центральная нервная система. Заболеваемость в результате загрязнения атмосферного воздуха по городу распределяется так: на первом месте — Советский район, затем Центральный, Ленинский и Кировский районы.
Как отмечают авторы доклада о состоянии окружающей среды в крае за 2010 год, в Красноярске наблюдается прямая сильная корреляционная зависимость (ИЗА) между индексом загрязнения атмосферы и осложнениями беременности и родов, болезнями нервной системы, средней силы связь ИЗА с болезнями органов дыхания, новообразованиями, с болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы. Кроме того, показатели детской заболеваемости болезнями, обусловленными воздействием факторов окружающей среды, в два раза выше уровня заболеваемости совокупного населения.
Среди жителей крупных промышленных городов Красноярского края существует повышенный риск развития злокачественных новообразований, высока вероятность развития заболеваний органов дыхательной системы, снижения иммунитета, обусловленных воздействием загрязненного атмосферного воздуха.
Основные загрязнители Красноярска
Если посмотреть на структуру валовых выбросов, по словам Сергея Куркатова, в Красноярске всегда лидировал КрАЗ, несмотря на подветренное расположение по отношению к Красноярску. Вторую строку списка главных загрязнителей заняла вся теплоэнергетика.
В декабре 2011 года администрация алюминиевого завода в очередной раз уверенно пообещала Роспотребнадзору к 2015 году достичь предельно допустимых выбросов. Если случится чудо и такое все же произойдет, загрязняющее воздействие КрАЗа ограничится только санитарно-защитной зоной порядка 3 км шириной, и влияние завода на здоровье населения придет в норму.
В отношении теплоэнергетики движений к лучшему даже не обещают. Скорее наоборот — в связи с пуском нового котла число выбросов на ТЭЦ-3 увеличилось. «У нас достаточно высокий уровень загрязнения окружающего воздуха двумя видами пыли — ПН-10 и ПН-2,5, которые существенно укрепляют формирование избыточной смертности среди населе-ния города, — говорит руководитель Роспотребнадзора по краю Сергей Курка-тов. — Такие измерения нами проведены, исследования продолжаются».
Правда, даже если мы будем подробно и всесторонне осведомлены о рисках для здоровья, связанных с теплоэнергетикой, одного знания недостаточно. Меры же требуются радикальные. Ситуацию спасет вынос котельных, ТЭЦ и ГРЭС за черту города, замена теплоносителя, который мы используем, или переход на более экологически чистое топливо — лучше всего газ, считает специалист.
Идею магистрального газопровода от Ачинского НПЗ уже давно обсуждают не только местные экологи, но и строители, ведь дешевое топливо даст новый толчок развитию столь желанной для лидеров страны малоэтажки. Проект газопровода Ачинск — Красноярск вошел в программу улучшения экологической обстановки промышленных центров края — Красноярска, Ачинска, Канска и Минусинска, разработанную в 1995 году. Однако государству оказалось выгоднее импортировать энергоресурс, чем обогревать им своих сограждан дешевле, чем углем, и с меньшим риском для здоровья. Углеводород в очередной раз оценили выше человеческих жизней.
Для решительных мер нужны политическая воля и экономические условия, направленные на сокращение убытков, резюмирует глава краевого Роспотребнадзора. Пока же воз экологических про-блем теплоэнергетики и ныне там. Как и в сфере автотранспорта. Завершение производства топлива низшего экологического стандарта «Евро-2» с начала 2011 года перенесли на 31 декабря 2012 года — нефтеперерабатывающие заводы не успели модернизировать свое производство. Запрет на изготовление автомобильного топлива ниже экологи-ческого класса «Евро-3» также вступит в силу на три года позже ранее запланированного — с 31 декабря 2014 года. Пока совсем не запретят продавать более дешевый, пусть и менее экологичный, бензин, ситуация будет напоминать пропаганду энергосберегающих лампочек.
Тем временем борьбу с неумолимо растущими выбросами от автотранспорта будут вести локально. В Красноярске возлагают надежды на расширение основных транспортных магистралей, но их по-прежнему окутывают облака выхлопных газов, которыми люди часами дышат в пробках по пути на работу и домой. Приостановить темпы роста транспортного загрязнения помогло бы строительство метро и 4-го моста через Енисей, и хотелось бы верить, что мы доживем до тех времен, когда сможем убедиться в эффективности этих мер.
Как осуществляется контроль над экологией?
Мониторингом состояния окружающей среды в Красноярске и крае занимается Среднесибирское территориальное управление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Среднесибирское УГМС). Службе принадлежат 7 стационарных постов, которые несколько раз за день собирают информацию о состоянии окружающей среды во всех районах Красноярска кроме Октябрьского. Специалисты считают, этого недостаточно. Как прокомментировала 22 апреля 2011 года корреспонденту ТРК «7 канал» заместитель начальника территориального центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Наталья Шленская, «не проводятся наблюдения в таких микрорайонах, как Северный, Взлетка, Солнечный. Новые районы с интенсивным строительством не охвачены наблюдениями». В планах краевых властей построить до 2014 года еще три поста — два в Октябрьском и еще один — в Советском районе города. Только станет ли нам от этого легче дышать?
Проблема еще и в том, что данные существующих стационарных постов лишь констатируют превышения ПДК, определять же, какое предприятие в очередной раз нанесло урон экологии, чтобы наказать виновников, по ним невозможно. Хотя не нужно быть специалистомметеорологом, чтобы сопоставить очевидные факты и сделать для себя вывод, подняв архив метеоинформации, что, например, устойчивый запах сероводорода, который чувствуется при юго-западном ветре даже в Центральном районе города, распространяет алюминиевый завод.
Наблюдениями на источниках загрязнения занимаются сами промышленные предприятия. Они обязаны регулярно проводить замеры выбросов и предоставлять отчеты в контролирующие органы, которые раз в три года посещают их с плановой проверкой. Ее сроки становятся известны за несколько месяцев. Разумеется, перед таким экологическим аудитом и фильтры в газоочистных установках меняют на новые, и мощность производства снижают, чтобы на время работы комиссии удержаться в рамках назначенных предприятию предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
А вот неожиданно нагрянувших независимых экологических экспертов на заводскую трубу за отбором проб воздуха никто в здравом уме не пустит.
Государству невыгодно усиливать экологический контроль
Понимая, что официальные показатели загрязнения окружающей среды в Красноярске напоминают надводную часть айсберга, а истинные масштабы экологической проблемы скрыты в общих интересах государства и крупных акционеров, общественные экологические организации по всей России едины во мнении: политический курс на деэкологизацию экономики проводится последовательно. Это подтверждают и федеральные изда-ния. Скажем, в публикации журнала «Компания» об итогах Госсовета по проблемам экологической безопасности приводится мнение эколога, члена-корреспондента РАН Алексея Яблокова: «Еще в 1996 году государство начало проводить политику деэкологизации, основанную не на интересах населения, а на быстром обогащении за счет природных ресурсов страны. А ее целью было повышение инвестиционной привлекательности России за счет снижения природоохранных требований».
Свое мнение эксперт подтверждает такими фактами: в начале 2000-х была отменена экологическая милиция, ликвидирован Госкомитет по экологии и ограничены функции Рослесхоза и Роскомзема. Тогда же бюджетные расходы на охрану окружающей среды сократились на порядок.
Оценка воздействия на окружающую среду для строящихся промышленных предприятий из законодательства исчезла, сохранившись в качестве обязательного требования только для особых объектов. Вместо обнародования расчетных показателей экологического ущерба будущего производства население успокоят тем, что строящееся предприятие будет соответствовать нормативам охраны окружающей среды раздела «Строительная документация».
На местном уровне проявляется такое же невнимание властей к проблемам экологии. «Экологическая функция города Красноярска существует только на бумаге, — в ходе круглого стола „Экологическая безопасность города Красноярска: общественное мнение“ констатировал один из лидеров общественного экологического движения „Красноярск против!“ Артем Карданец. — Эффективной деятельности в этом направлении мы не видим. Пример: в 2008 году на сессии Законодательного собрания Красноярского края по результатам публичных слушаний была утверждена резолюция, в которой Заксобранию было четко прописано, что необходимо принять закон края об охране атмосферного воздуха. До сих пор его нет. В ситуации, когда государство не может обеспечить постоянный контроль выбросов загрязняющих веществ, когда плата за загрязнение окружающей среды смехотворно мала, а штрафы за нарушения природоохранного законодательства ограничиваются десятками тысяч рублей, строить такие вредные предприятия, как ферросплавный завод, вблизи Красноярска недопустимо».
С информированием населения об уровне загрязнения воздуха в Красноярске, то есть, собственно, с правом, закрепленным ст. 42 Конституции РФ, тоже нерадостно. Сводка Среднесибирского УГМС по состоянию загрязнения атмосферного воздуха в Красноярске публикуется два раза в месяц в далеко не самой распространенной газете «Наш край», те же сведения служба размещает на своем портале, однако за время подготовки номера с начала декабря по 17 января данные так ни разу и не обновились и до сих пор охватывают период с 5 по 11 декабря. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае за 2010 год» краевая администрация опубликовала 12 декабря 2011 года.
Децентрализация экологического контроля: сплошные минусы
О новой реорганизации природоохранных ведомств в конце декабря 2011 года информирует газета «Коммерсант»: согласно проекту предложений Совета федерации от 21 декабря «значительная часть контрольных и регулирующих функций Минприроды перейдет к администрациям субъектов Федерации».
Огорчение экологов связано с тем, что закрепленный ранее за Росприроднадзором госконтроль над охраной природной среды переходит на местный уровень, причем территориальные органы управления будут упразднены, а назначать нормативы выбросов в атмосферу станут субъекты Федерации. Между тем за «грязными» промышленными гигантами необходим надзор федерального уровня. В качестве примера «Коммерсант» приводит компанию «Норникель», которая, по данным Росгидромета, отвечает за 10% промышленного загрязнения атмосферного воздуха в РФ. C 2003 года, согласно ответу ведомства на соответствующий запрос Greenpeace, «в связи с аварийным состоянием помещения, в котором располагалась комплексная лаборатория г. Норильска, наблюдения за загрязнением окружающей среды города не проводятся».
Есть опасность, что новые полномочия позволят регионам сделать из согласования сверхнормативных выбросов источник дохода. Проект предложений Совета Федерации предполагает, что 40% платы за негативное воздействие на окружающую среду будет, как и прежде, поступать в местный бюджет, 55% суммы вместо прежних 40% достанется региону, а в федеральную казну уйдет лишь 5% против 20% в предыдущей схеме. Если ориентироваться на выплаты за 2010 год (по данным «Коммерсанта», это 20,7 млрд рублей), то бюджетам регионов перепадут дополнительные 3,1 млрд рублей. Крайне сомнительно, что все эти деньги будут потрачены на восстановление экологии.
В ходе прокурорской проверки деятельности КрАЗа выявлены нарушения федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха». Разрешенные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в 6 проверенных корпусах электролизного производства по окиси углерода превышают ПДВ от 1,3 до 3,8 раза. Имеющееся оборудование очистки газа в электролизных корпусах не обеспечивает предельно допустимые выбросы, установленные проектом, содержание диоксида серы в очищенных газах, выбрасываемых в атмосферу, превышает ПДВ в 1,4 раза.
Май 2011 г.
Добро пожаловать в ад!
Пока государство тщательно замалчивает реальную экологическую ситуацию, общественные «зеленые» организации предпочитают действовать. Точнее — делать свои выводы на основе собственных исследований, зачастую противоречащих официальной экологической статистике, зато достоверных и беспристрастных. Хотя при этом ужасающих.
Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» летом 2011 года огласила промежуточные итоги экспедиции «Великие реки России». С 22 марта по 31 мая 2011 года группы экспертов «Зеленого патруля» работали в Красноярском крае. Были обследованы источники химического и радиоактивного загрязнения в городах Красноярск, Железногорск, Зеленогорск, Дивногорск, Енисейск, Лесосибирск, п. Новоангарск, п. Стрелка и др. Для оценки распределения воздушного загрязнения проводилась аэрофотосъемка г. Красноярска, его окрестностей. Проводился круглосуточный отбор проб воздуха. Брались пробы почвы. В ходе водолазных работ отбирались пробы донных отложений. Обследовались особо охраняемые территории, фиксировались места незаконного складирования отходов, обследовались свалки ТБО, полигоны промышленных отходов. Все отобранные пробы были направлены в аккредитованные государственные лаборатории. Для получения достоверных данных и возможности сравнения результатов использовались не только лаборатории Красноярска, но и Москвы и Нижнего Новгорода. Выводы экспертов не открыли для красноярцев Америку, но о многом заставили задуматься.
Всего экспертами «Зеленого патруля» зафиксировано более 30 нарушений водного, лесного и земельного законодательства. Наиболее серьезные нарушения были выявлены в г. Красноярске и его ближайших окрестностях, где располагается более 15 крупных промышленных предприятий («Красмаш», «КрАЗ», «Красноярский завод синтетического каучука», ОАО «Сивинит», ОАО «Сибэласт», ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 и др.).
По результатам своих исследований активисты-экологи признали грубейшим нарушением санитарных норм проживание людей в районах, прилегающих к КрАЗу. Инспекторами «Зеленого патруля» фиксировались превышения допустимых норм содержания в воздухе жилой зоны по бензопирену в 290 раз, по фтористому водороду — в 4–5,5 раз. Измерительные приборы постоянно фиксировали в атмосфере формальдегид. Независимая общественная экологическая экспертиза установила: КрАЗ является основным источником загрязнения Красноярска опасными химическими веществами, которые также через поверхностные водотоки и грунтовые воды попадают в Енисей. Содержание нефтепродуктов в поверхностных водоемах в районе предприятия превышает нормативы в 10 раз, фторидов — в 236 раз.
Река Черемушка, протекая мимо шламонакопителей КрАЗа, увеличивает концентрацию алюминия в два раза, фторидов — в пять раз. Концентрации фторидов достигают здесь 100 ПДК. Предприятие травит людей и загрязняет окружающую среду. Руководители КрАЗа должны быть наказаны — таково мнение независимых экологов.
«Мы будем настаивать на проведении внеплановых проверок предприятия надзорными органами и возбуждении уголовных дел, — заключил директор природоохранных программ „Зеленого патруля“ Роман Пукалов. — Если говорить о виновниках загрязнения в этих городах, то нами недавно была проведена экс-пертиза по бензопирену, которая показала, что выбросы автомобилей на центральных улицах Красноярска — это ничто по сравнению с уровнем бензопирена в районе Красноярского алюминиевого завода. Наши приборы зафиксировали превышение норм предельно допустимых концентраций (ПДК) по бензопирену в 290 раз. Чуть меньшие показатели в деревнях Коркино, Песчанка, поселке Солнечный. И везде это последствия производственной деятельности Красноярского алюминиевого завода».
Власти разного уровня о проблеме КрАЗа знают, минимальными дозами информируют о ней общественность. «В 2010 году разрешенный выброс „Русала“ составил 67,277 тысячи тонн, выброшено 66,9 тысячи тонн, из них 50,5 тысячи тонн в пределах разрешенной концентрации вредных веществ, остальные 16,4 тысячи тонн — с превышением, которое согласовано временно, с обещанием достичь к 2015 году данных лимитов», — цитирует «МК в Красноярске» доклад руководителя управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Кирилла Гупалова на заседании комиссии по городскому хозяйству и экологии горсовета. Пока красноярское подразделение РУСАЛа губит местную экологию, должностные лица завода раз за разом отделываются легким испугом, то есть чисто символическим штрафом от краевой природоохранной прокуратуры в пределах нескольких тысяч рублей. Здесь проявляется необъяснимая с точки зрения здравого смысла и опять-таки конституционного права на компенсацию экологического ущерба сверхлояльность государственных санкций к экологическим нарушителям: в разы дешевле назначить ответственным за превышение загрязняющих веществ в выбросах физическое лицо. Тогда как за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований юридическим лицам грозит штраф от 100 до 250 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Накануне выборов властям пора доказать свою заботу о гражданах конкретными действиями — такие призывы все чаще звучат из рядов протестующих против экологического беспредела, в том числе и против строительства ферросплавного завода. Иначе ценой ошибочной ставки на определенного кандидата станет для избирателей собственное здоровье.
Зоя Зимина