Электронные торги | Спорный вопрос
В ноябре целый ряд СМИ, от крупных федеральных изданий до небольших региональных газет, сообщили о принятии изменений в законодательство, предполагающих два способа размещения госконтракта в строительстве. Сегодня система предполагает только один способ размещения госконтракта — на электронных аукционах. Единственное исключение из этого правила — строительство особо ответственных объектов, подрядчики для которых определяются в результате конкурса. Во всех остальных случаях подрядчиков для выполнения работ выбирают на электронных торгах.
Олег Харченко, заместитель руководителя Красноярского Управления Федеральной Антимонопольной Службы:
Ничего из того, что предлагалось ранее, в последний день заседания Государственной Думы, так и не было принято. Если посмотреть на дискуссию, развернувшуюся вокруг этого проекта закона, то в ходе ее предлагаемым изменениям давались прямо противоположные оценки.
Высказывались мнения и о том, что поправки носят лоббистский характер. В первую очередь возможного принятия поправок, видимо, испугались владельцы электронных площадок, которые в случае, если изменения окажутся приняты, лишились бы большей части своих доходов. В том числе и доходов от использования денежных средств, размещенных претендентами для участия в аукционах в качестве финансового обеспечения заявки на депозитных счетах в банках.
Конкурсы сегодня многими признаются более адекватной формой размещения заказа. На отдельные виды работ была возвращена конкурсная система в дорожном строительстве еще в предыдущий период. Там заказчик получил право выбирать, размещать ему заказ на конкурсе или на аукционе.
Конкурсы позволяют избежать тех казусных случаев, когда победителем оказывается компания, не способная выполнять данный вид работ. Жалобу одной такой компании мы рассматривали буквально на днях. Победитель электронного аукциона жаловался на то, что его признали победителем. Эта компания, участвовавшая в аукционе на получение госзаказа и выигравшая его, после обратилась к остальным участникам с предложением работать у нее на субподряде. А когда участники аукциона на эти предложение не согласились, победитель стал искать пробелы в контракте, которые позволили ли бы ему отказаться от выполнения работ.
По моему мнению, вопрос о выборе способа размещения заказа необходимо решать комплексно или на основе нового закона о федеральной контрактной системе, или на базе кардинально доработанного закона № 94-ФЗ. Локальные «заплатки» вроде тех, что предлагались в ноябре, в этом случае непродуктивны.
Если на электронном аукционе решающую роль играет стоимость контракта — победителем торгов становится компания, готовая выполнить работы за самую низкую цену,-то на конкурсе в расчет берутся и другие, не менее важные, факторы помимо цены. Предлагавшиеся поправки в закон давали заказчику право самому выбирать, размещать заказ на электронном аукционе или на конкурсе.
Споры о том, где эффективнее размещать госзаказ, на конкурсах или на электронных торгах, ведутся вот уже несколько лет. Причем мнения по этому вопросу расходятся не только у строителей — разные позиции занимают разные ведомства.
Сторонники существующей системы электронных аукционов считают, что конкурсы не способствуют созданию конкуренции среди подрядчиков и победитель их зачастую известен заранее. Они утверждают, что конкурсная процедура затрудняет выход на рынок новых компаний. А в качестве доказательства работы новой системы обычно приводятся данные об объеме сэкономленных с начала перехода на систему конкурсов средств.
Татьяна Томилова, начальник отдела государственного заказа КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю»:
Дорожное строительство попадает в тот перечень работ, подрядчики на которые сегодня выбираются на электронных аукционах. Единственный случай, когда для определения подрядчика проводятся конкурсы — это проведение капитального ремонта, строительства (реконструкции) искусственных сооружений (мостов).
Кроме того, на конкурсах сегодня выбираются подрядчики для проведения проектных и изыскательские работ в дорожном хозяйстве. В свое время УФАС дал возможность для этих видов работ выбирать между конкурсом и электронным аукционом, на проектно-изыскательским работы мы всегда проводим конкурс. Потому что считаем, что данный способ проведения торгов позволяет получить проектную документацию, которая будет наиболее полно отражать требования заказчика, путем оценки заявок участника не только по наименьшей цене, но и по другим критериям оценки, в частности по квалификации участника конкурса.
Что касается предлагаемых изменений в федеральное законодательство, регулирующее размещение госзаказа, то в подготовленном Минрегионразвития Законе о федеральной контрактной системе содержится как много положительных моментов, так и много того, что еще потребует доработки.
Одним из основных плюсов является расширение способов проведения закупки. Так, предусматривается возможность предквалификации участников, проведения двухэтапных конкурсов.
Однако при этом в законе о контрактной системе содержится много ссылок на подзаконные нормативные акты, которые еще не приняты, чтобы закон смог заработать, потребуется разработка и принятие этих нормативных документов.
С моей точки зрения, сегодня нужно не принимать новый закон, а совершенствовать существующий 94 ФЗ «О госзакупках», вносить в него изменения, которые позволяют дополнить способы размещения заказа, позволяющие выбирать подрядчиков, которые выполняют работы качественно и в срок. Правильнее улучшать существующую систему, к которой и заказчики и подрядчики привыкли, чем пытаться выстроить новую с нуля.
Защитники конкурсной системы, в свою очередь, уверены, что электронные аукционы, которые вводились для того, чтобы избавить строительную сферу от коррупции, со своей задачей не справились. На рынок вышли компании, поднаторевшие в участии в электронных аукционах. Не имея ни производственной базы, ни оборотных средств, ни специалистов, способных выполнять работы, ни даже допусков СРО, необходимых для того чтобы заниматься строительством, такие компании подают заявки на участие в электронном аукционе. Используя пробелы в законодательстве, они участвуют в торгах, добиваются снижения цены и предоставляют связанным с ними компаниям возможность сделать такое ценовое предложение, которое обеспечило бы тем победу в аукционе.
С новой силой эти споры вспыхнули в ноябре, когда стало известно о внесенных на рассмотрение в Госдуму поправках, определяющих способ размещения заказов на строительство. Первоначально предполагалось, что поправки, подготовленные главой комитета Госдумы по строительству Мартином Шаккумом, будут рассмотрены на отдельном первом чтении, однако затем они в числе других изменений были включены в закон о госзакупках и рассмотрены на последнем заседании Госдумы нынешнего созыва. А затем также неожиданно приняты сразу в двух чтениях.
Антон Глушков, директор по развитию строительной фирмы «Культбытстрой»:
Электронный аукцион из формы конкурентной борьбы участников, способных предложить лучшую цену выполнения работ, какой он задумывался, превратился в экономическую игру. Потому что победителями торгов, как правило, оказываются не строительные организации, а юридические фирмы, которые поднаторели в участии в подобных конкурсах. Победив в аукционе, такие фирмы занимаются перепродажей полученных на аукционах заказов другим компаниям, что приводит к срыву сроков и как правило к неисполнению контракта.
В отличие от электронного аукциона конкурс предполагает открытую форму участия, когда все претенденты на выполнение госзаказа видят друг друга, поэтому подобных ситуаций просто не возникает.
Кроме того, при формировании документации для участия в конкурсе у заказчика существует возможность предъявить дополнительные требования к соискателям, позволяющие ограничить круг участников конкурса реальными строительными компаниями. Таким критерием может стать наличие у претендентов собственной производственной базы, оборотных средств, присутствие в штате компании специалистов, способных выполнять данные виды работ, величина срока гарантии, которую способен обеспечить производитель работ. У заказчиков также существует возможность оговаривать качество работ, как и устанавливать дополнительные условия по их выполнению. Скажем, оговаривать наличие у претендента на выполнение госзаказа собственного оборудования для выполнения специальных работ. В целом это достаточно большое количество объективных критериев, отражающих требования к реальной организации, которая сможет самостоятельно выполнять весь комплекс работ.
Сегодня единственным критерием выбора подрядчика является цена. И только в контрактах со стоимостью выше 50 миллионов рублей от претендентов дополнительно может потребоваться опыт строительства подобных объектов. Он выражается в наличии у компании акта ввода объекта на определенную стоимость.
Появление поправок в законодательство именно сейчас, по словам их автора, было связано с тем, что на скорое принятие закона «О Федеральной контрактной системе» рассчитывать не приходится. Между тем ситуация, сложившаяся в строительстве, требует немедленного принятия мер.
После того как изменения в закон были одобрены сразу в двух чтениях, дальнейшая судьба их, казалось, была определена, так что СМИ даже успели сообщить о принятии поправок как о свершившемся факте. Но затем нововведения были отклонены так же неожиданно, как до этого приняты. И теперь они будут рассматриваться уже следующим составом Государственной думы.
Пока все заинтересованные стороны продолжают спорить о том, в каком виде система будет работать лучше, в Красноярске проходят электронные аукционы, на которых выбираются компании — подрядчики строительства детских садов.
Феликс Аллахвердиев, директор компании «АРХИТстрой»:
Мы больше не участвуем в электронных аукционах. Потому что не видим в этом смысла. По условиям электронного аукциона претендующая на выполнение госзаказа компания в качестве финансового обеспечения контракта должна перечислить на счет в банке сумму, размер которой определяется в виде процента от заказа. При этом победитель торгов не получает аванса для выполнения работ.
Однако изъять из оборота на весь срок строительства, например, 30 миллионов рублей, может позволить себе далеко не каждый подрядчик. Ведь он несет текущие расходы, ему необходимо каждый месяц платить за аренду помещения, выдавать зарплату рабочим.
Мне известны случаи, когда через два месяца после заключения договора и начала работ проекты вдруг сворачивались и выполнявшие их подрядчики оставались с полученными кредитами. Эти деньги они взяли у банка, чтобы внести финансовое обеспечение. Кроме того, чтобы сегодня получить доступ к выполнению госзаказа, нужно договариваться с компаниями-посредниками.
Поэтому нас больше не интересуют электронные аукционы. Компания перешла на работу с частными заказчиками. Сегодня мы строим коттеджи и занимаемся реконструкцией частных домов. Пришлось более чем втрое сократить штат компании, и из 300 человек, работавших в фирме несколько лет назад, на сегодняшний день осталось 70 человек. Хотя мы способны выполнять серьезные заказы в условиях сжатых сроков, участвовать в строительстве больших объектов, что доказывали своей работой не раз.
В 2010 году мы закончили работы на здании Арбитражного суда Красноярского края, где наша компания устанавливала весь комплекс систем жизнеобеспечения и выполняла внутреннюю отделку. До этого был завод «Красмаш», здание администрации Туруханского района, администрации Красноярска. Мы выполняли функции генерального подрядчика и работали у других компаний на субподряде. Но в нынешних условиях работать с госзаказами мы не согласны.
Чуть больше месяца назад было объявлено, что в Красноярске впервые за много лет в течение года будет построено 10 детских садов. Электронные аукционы по четырем из этих объектов даже успели состояться. В результате торгов снижение цены выполнения работ для разных объектов составляло от 15 до 50%, победителями торгов (за одним исключением) стали никому не известные фирмы.
Притом что строительство детских садов должно завершиться в очень сжатый срок (построить и сдать в эксплуатацию детсады должны за год), к непосредственным работам на строительной площадке из всех подрядчиков приступила только компания «УС 604», строящая детский сад на 160 мест в микрорайоне «Иннокентьевский».