Архитектура Красноярска | Век просвещенных власти и купечества
История архитектурно-градостроительного развития Красноярска выглядит образцовой и показательной для молодых городов Российской империи. К счастью город частично сохранил следы девятнадцатого века — века галантного, века просвещения. Красноярску повезло и с горожанами, причем от самого верха до низов — от городских и губернских глав до прогрессивного купечества и квалифицированного ремесленного люда. Как тут не вспомнить присказку «каков поп — таков приход»: под управлением просвещенных властей просвещенное купечество вкладывало свои доходы в развитие родного города.
Народность, самодержавие, соборность
Как всякий город православной Российской империи, Красноярск развивался согласно этой некогда сформулированной триаде. Первая часть формулы очевидна: город строил и населял народ. Самодержавие было выражено не только официозными вензелями на фасадах присутственных мест, но и самим строгим планом развития, подписанным рукой помешанного на армейской дисциплине самодержца Николая I. Соборность проявлялась не только в религиозной общности населения, но и в структуре ткани застройки российских городов: культово-культурными узлами и одновременно архитектурными доминантами городского силуэта естественно выступали соборы и храмы. Не все они сохранились, но их свято место не пустует — освобожденные площадки заняли объекты своего рода религий последовавших эпох.
В самом начале века, в 1804 году начинается строительство приходской Благовещенской церкви (ныне пересечение улиц Ленина и 9 Января) — третьего каменного храма в городе (после Покровской и Всехсвятской церквей). Строилась церковь на средства купца Пороховщикова по проекту мещанина Бусыгина. Работала артель енисейских каменщиков. Здание представляет собой образец храма, выстроенного в стилистике «сибирского барокко». Купцы и знатные горожане того времени тяготели к пышным барочным формам как культовых сооружений, так и собственных особняков и усадеб. В первой половине XX века церковь была наполовину разрушена, и в течение многих лет в ней размещалась пушно-меховая база, а в его конце возвращена епархии и воссоздана в новоделе. Исторической правды в новом теле маловато, зато религиозно-герменевтическое значение восстановлено. Стоит вспомнить, что улица, ведущая к Благовещенской церкви, раньше называлась Благовещенской, а сейчас это пока улица Ленина.
На Старобазарной площади, ныне называемой Площадью Мира или просто Стрелкой Енисея, с начала XIX века и почти до его окончания высился Воскресенский собор. В ограде собора были похоронены многие благочестивые горожане и знаменитые личности, включая жертвовавших на строительство храмов и другие благотворительные нужды купцов (Васильевского, четы Кузнецовых), глав города и умершего здесь на обратном пути из Калифорнии командора Резанова. Храм погиб во время пожара, а спустя век на костях упокоенных на этом месте почетных горожан возвели филармонию.
После постройки в середине XIX века Кафедрального собора Рождества Богородицы в городе сформировался новый общественно-торговый центр — Новособорная площадь. Храм, построенный по проекту известного столичного архитектора Константина Тона, простоял всего лишь столетие, а место снесенного собора заняли святыни советского времени — комплекс партийно-правительственных зданий с фигурой Ленина в центре площади, переименованной из Новособорной в Площадь Революции. Несмотря на эти замены, пространственные связи между знаковыми местами сохранились, с той лишь разницей, что от площади Мира с «храмом музыки» проспект Мира ведет к революционной площади с архитектурно оформленным оплотом краевой власти. Разговоры о строительстве нового кафедрального собора на новом месте ведутся уже пару десятилетий.
Если вернуться к Красноярску XIX века, то следует отметить, что все три составляющих вынесенной в подзаголовок формулы гармонично переплелись в городской ткани. Утвержденный в 1828 году лично императором план развития города был по-военному четок и строг. Соборы и храмы отстраивались не только на пожалованные государевой казной, но и собранные населением средства, львиную долю которых вносило преуспевающее купечество. И уж основные мазки в красочную городскую картину по утвержденному свыше холсту генплана привносили те же купцы, строившие свои дома по своему вкусу и по рекомендованным сборникам фасадных проектов. Поскольку эти модные каталоги были разработаны с участием столичных архитекторов (Стасова, Росси и других), получивший статус губернского города Красноярск приобрел вполне столичные вид и лоск. По сегодняшний день сохраненные здания той эпохи во многом определяют шарм исторического центра.
Архитектурные следы славных династий
Прежде всего купеческих, хотя в историю города вплетены имена и главной российской династии — дома Романовых. Названия Николаевской сопки, Алексеевской и Николаевской слобод, Александровского бульвара несут упоминания о царях и великих князьях. Из ряда славных купеческих фамилий — Кузнецовых, Крутовских, Щеголевых, Юдиных, Гадаловых — особенно отметим последних. Литературным памятником им стал роман Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы», взявшего в качестве прототипа семейство Гадаловых. Архитектурными памятниками купеческой династии стали их торговые дома и усадьбы, поныне украшающие городской центр.
Первым из династии Гадаловых в Красноярск из Владимирской волости переселился Николай Герасимович Гадалов, сын ранее перебравшегося в Канск купца первой гильдии Герасима Петровича. В марте 1860 года он купил первую свою усадьбу в Красноярске с деревянным домом — на углу нынешнего проспекта Мира, 33, и улицы Парижской Коммуны. В 1862 году построил здесь каменный двухэтажный дом. Дом сохранился — в нем сейчас находится контора «Арктикснаб». В этом квартале постепенно отстраивается настоящее родовое гнездо: перебравшиеся сюда другие Гадаловы и их потомки построили здесь множество объектов недвижимости, большей частью сохранившихся по причине добротности постройки и качества архитектуры. Кроме упомянутого особняка здесь расположены здания нынешней бассейновой больницы и художественного музея имени Сурикова. Все это охраняемые памятники архитектуры, а последнее здание многими признается одним из красивейших в Красноярске. Еще бы — небольшое палаццо в стиле высокой эклектики, с элементами барокко, ренессанса и классицизма, с богатой лепниной и скульптурной пластикой, с куполом и шпилем. Этакий кусочек Средиземноморья неподалеку от холодного Енисея. Проект здания разработан архитектором Соколовским — правда, уже в начале XX века.
Другим овеществленным в камне памятником династии Гадаловых выступает перекресток проспекта Мира и улицы Кирова. Здесь красуются сразу три здания, построенных Гадаловыми: торговый дом (ныне «Детский Мир»), пристроенные к нему жилые здания, а через перекресток — трехэтажный особняк, занятый сегодня аграрным университетом. Они выдержаны в едином духе, отвечающем купеческому вкусу — с пышными барочно-ренессансными формами, богатым лепным и скульптурным убранством и чешуистыми купольными венчаниями. Проекты зданий разрабатывали ведущие губернские и городские архитекторы того времени — Лоссовский и Арнольд.
Все Гадаловы являлись активными общественными деятелями, оказывали разностороннее влияние на жизнь Красноярска, в различные годы избирались в Красноярскую городскую думу, добиваясь выполнения многих социально-экономических проектов. Они были настоящими патриотами своего родного города. Первая в городе электростанция, речное пароходство, щедрые расходы на разного рода благотворительность — все это благие дела и добрая память о красноярском авангарде просвещенного купечества. В самой фамилии Гадалов мерещится английское слово love — наверное, любовь к ставшему родным городу. Здания, любовно в нем построенные, -яркое тому подтверждение.
Арнольдовы гимназии
Просвещенное купечество принимало активнейшее участие в благом деле народного просвещения. Именно на пожертвования купцов, отдельных, а чаще в складчину в городе строились и снабжались всем необходимым образовательные учреждения: начальная и латинская школы, ремесленное и уездное училища, мужская и женская гимназии. Конечно, первую скрипку играла губернская власть, но финансовую базу образовательных инициатив питали деньги купцов и золотопромышленников.
Последние два здания к настоящему времени прекрасно сохранились и значатся памятниками архитектуры. Обе городские гимназии построены по проектам или с участием М. Ю. Арнольда, столичного архитектора, служившего в течение двух лет городским архитектором Красноярска. Здания были построены взамен прежних, сгоревших во время пожара 1881 года, на деньги купцов.
Первое здание мужской гимназии возводилось на деньги золотопромышленника Мясникова, а учебные пособия приобретали на средства других меценатов (в частности библиотеку пополнил известный и нынешнему поколению красноярцев купец Крутовский). В ночь на 18 апреля 1881 года во время городского пожара гимназия сгорела, и на протяжении последующих лет занятия проходили в здании ремесленного училища Щеголевой. Новое здание начали строить летом 1989 года на Благовещенской улице (нынче Ленина, 70) по проекту, разработанному М. Ю. Арнольдом совместно с Е. Н. Александровым, и завершено в 1891 году. .Соедства на строительство нового здания, по большей части купеческие, собирал лично тогдашний губернатор Иван Константинович Педашенко.
В ту же трагичную апрельскую ночь пожар уничтожил и старое деревянное здание женской гимназии. Учебное заведение нашло временный приют в стенах уездного и первого народного училищ. Строительство нового здания, начатое на деньги купеческой семьи Кузнецовых, возобновилось в мае 1883 года на Воскресенской улице (ныне пр. Мира, 83). Руководил строительством архитектор Арнольд, а завершено было кружевное здание из красного кирпича через два года, в 1885-м. Сегодня этот памятник архитектуры занимает один из филиалов педагогического университета — несомненное повышение от гимназии до высшего учебного заведения.
Театральный Феникс
Огненная стихия пожирала не однажды и отдельные городские здания — так, например, городской театр, построенный в XIX веке также на купеческие пожертвования, горел основательно. Однако, выгорев дотла, он, подобно сказочной птице Феникс, воскрес на новом месте — кстати, на Воскресенской улице (ныне проспект Мира). Полная драматизма история драматического театра такова.
Первое выступление профессионального театра состоялось в Красноярске в 1852 году — труппа режиссера Петрова дала представление пьесы «В чужом пиру похмелье», причем в чужом помещении, не в театральном здании. Своего городского театра в Красноярске не было еще долго, но театральная публика имелась. И вот в январе 1873 года в Красноярскую городскую управу поступило заявление уполномоченных любителей театрального искусства, потомственных почетных граждан А. П. Кузнецова и. С. Щеголева об отводе места земли на Староострожной площади для устройства временного театра.
Производителями работ были енисейский губернский архитектор Г. Я. Судовский, а после его смерти — губернский архитектор А. А. Лоссовский. В мае 1878 года город принял театр во владение. Деревянное здание театра имело размеры 20 на 8 саженей, а зал вмещал три сотни зрителей. Староострожная площадь была переименована в Театральную. Острожный переулок — в Театральный. С тех пор в Красноярске закипела театральная жизнь с участием гастролирующих трупп, но отнюдь не этот накал творчества, а материал конструкций — древесина — стал причиной пожара. В ночь на 15 ноября 1898 года деревянный театр сгорел дотла. Новое, уже каменное здание театра было построено на новом месте — где сейчас и стоит народный театр, ставший театром имени А. С. Пушкина, — а на месте сгоревшего театра построили дома зажиточные горожане. Теперь эту территорию занимает стадион «Локомотив».
Новое театральное здание во многом обязано своим появлением завзятым театралам из числа купцов — в частности А. П. Кузнецову, внесшему вместе с супругой в фонд строительства немалую по тем временам сумму. В феврале 1899 года он представил проект здания властям, а спустя три года, уже в новом столетии, здание распахнуло перед зрителями свои двери. Проект нового театрального здания выполнил инженер Е. Н. Александров, временно проживавший в Красноярске и исполнявший дела городского архитектора.
Преемственность архитектуры нового здания с прежним выразилась в обустройстве четырехколонных портиков главного и двух боковых входов здания. Греческие истоки театрального искусства вообще просматриваются в строгой и не изобилующей декором фасадной отделке здания. Дорический ордер портиковых колоннад, угловатый ступенчатый каскад крыльца, двускатная крыша с треугольным антамблементом роднят облик здания с Парфеноном. Если тот можно назвать «дорической фугой в мраморе», то строгая дорика здания театра — это парафраз классической темы. Так театрально проходила граница позапрошлого и прошлого веков, отмеченная уцелевшими зданиями-вехами зодческой истории города. Локальные пожары приключались в здании еще не однажды, и к его восстановлению прилагали руку такие известные архитекторы XX века, как Александр Соколовский и его тезка Брусянин. Театр, как птица-Феникс, восставал из огня новыми кирпично-каменными телесами — так же, как и сам Красноярск. Это не может не вселять умеренный и не очень оптимизм при вглядывании в городское будущее.
Геннадий Рыбаченко
(в подготовке публикации использованы данные сети Интернет)