Архитектор Дэвид Чипперфилд | Мировая слава Дэвида Чипперфилда
Из английских кудесников от магии на слуху больше Дэвид Копперфилд, тогда как не меньшими достижениями в области архитектуры может похвастать Дэвид Чипперфилд. Если фокусы первого заставляют здания исчезать из виду, то по проектам второго здания возникают — и не только в родной Британии, но и по всему миру. Ведь традиции баухауса, исповедуемые британцем, — возведенные в абсолют функция и простота дизайна — по-прежнему популярны.
От Чиппендейла к Чипперфилду
Архитектор Дэвид Чипперфилд
Задачи архитектора и дизайнера интерьера всегда объединялись в одной профессии, и правильный зодчий разрабатывал проект в полном объеме — от закладного камня до дверной ручки, от плитки пола до ножки стула. Емкое понятие design в буквальном переводе означает разработку всего в единстве внешнего и внутреннего, а выдающиеся архитекторы (вроде Гауди) создавали мебель для обстановки придуманных ими домов.
Фамилия Чиппендейл стала брендом в викторианской Англии и за ее пределами — ведь Британия в то время слыла мастерской мира и законодателем моды в области дизайна и технологий. Потомственный лондонский краснодеревщик Томас Чиппендейл начинал с мебели модных тогда рокайльных очертаний, но передовой британский рационализм взял верх над витиеватым французским рококо — новая функциональная мебель больше отвечала новому времени, сохранив элегантность и изящество. Чиппендейл мастерил свои стулья и комоды из полированного некрашеного красного дерева, и эта приязнь к натуральным материалам вкупе с функциональностью и долговечностью предметов роднит стиль Чиппендейла с проектировщиками, работавшими двумя столетиями позже — архитекторами и дизайнерами немецкой школы баухаус. Традиции Чиппендейла и баухауса живы и актуальны поныне, например в массовых мебельных коллекциях шведского концерна IKEA. Это предпочтение функциональности в совокупности с простотой и изяществом роднит современного британского архитектора Чипперфилда с его предшественником Чиппендейлом и последователями того, основателями немецкого течения баухаус — Людвигом Мисом ван дер Роэ и Вальтером Гропиусом. И созвучие фамилий, и смысловое наполнение фонем сошлись в единой точке — точке сборки правильного дома с правильной обстановкой.
Продолжение миссии Миса ван дер Роэ
Где еще, как не в характерной своим прагматизмом Германии, мог зародиться стиль баухаус — крайне рационалистичное и функциональное искусство нового времени. К образовавшемуся в 1919 году в Веймарской республики художественному течению примкнули многие художники и дизайнеры Европы. Абстрактное искусство перекликалось с простым геометрическим декором, а архитектура была нарочито скупо лишена непрактичных излишеств. Девизом течения баухаус стал постулат «Функция определяет форму», и функциональность всех разработок была возведена в абсолют. В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными. Вклад Миса ван дер Роэ в современную архитектуру огромен: именно он предложил сделать несущими внутренние стены и стальной каркас здания, что позволило выполнять внешние фасады легкими и прозрачными, сливать интерьер зданий с видимым сквозь остекление ландшафтом. Он же предложил принцип свободной планировки внутренних помещений, опирающихся на прочные стальные и железобетонные конструктивные элементы. Эмигрировавшего в 1938 году в США из нацистской Германии Миса ван дер Роэ можно назвать архитектурным миссионером и основоположником современного небоскребостроения. С тех пор англосаксонский мир держит передовые позиции в деле высотного строительства, хотя абсолютные рекорды побиты арабами и другими азиатами.
В качестве примера идеального дома Мис ван дер Роэ предложил остекленный прямоугольный параллелепипед с регулярной сеткой каркасного членения. Надо заметить, что миссию Миса подъватил британец Чипперфилд, проектирующий по миру здания той же внешней промышленно-дизайновой простоты и строгих геометрических очертаний. В творчестве обоих значения слов bauhaus и «дом» (house) отождествились. Символично и то, что Дэвид Чипперфилд занимает почетное кресло Миса ван дер Роэ в барселонской Escola Tecnica.
Ученик двух сэров
По окончании архитектурного факультета в 1977 году Дэвид Чипперфилд успел поработать в бюро двух самых известных ныне британских архитекторов — барона Ричарда Роджерса и сэра Нормана Фостера, — пока в 1984 году не ушел на вольные хлеба, основав мастерскую David Chipperfield Architects. Влияние учителей на творческую манеру ученика сказывается во всей очевидности: индустриальный облик зданий унаследован от Роджерса, а смелый материальный хай-тек присущ всем птенцам гнезда Фостерова. Собственная фирма располагает офисами в Лондоне, Берлине и Милане, а кроме того- представительством в Шанхае. Штат численностью более 120 сотрудников работает над проектами самого широкого диапазона и географии — в пятнадцати странах по всему миру. Большинство заказов исходит от застройщиков и девелоперов Европы, США и Китая, здесь Дэвид Чипперфилд успешно конкурирует со своими учителями. Конечно, их не два, а больше: он сотрудничал с Дугласом Стивеном, а в его стиле заметно влияние Ле Корбюзье, Миса ван дер Роэ и японских архитекторов-метаболистов, в частности Тадао Андо.
От Аляски до Японии
География работ проектного заведения Чипперфилда всемирно всеобъятна. Столь же многолико его творчество с непременно узнаваемым почерком: хотя на первый взгляд Чипперфилд представляется бескомпромиссным постмодернистом, в его творчестве прослеживается уважение к традиции и художественный подход, который окрестили как house style. Это, конечно, не музыкальный хаус, но звучит тоже весьма современно.
В 2000 году Чипперфилд в числе наиболее достойных британских архитекторов представил страну на Венецианской биеннале, а в 2004-м за службу архитектуре был выбран командиром Ордена Британской Империи (СВЕ) и посвящен в рыцари ее Величества. Кроме прочего Чипперфилд — единственный британский архитектор, входящий в художественный совет крупнейшего музея современного искусства — лондонской Галереи Тейт Модерн. За вклад в мировую архитектуру в 2003 году он произведен в почетные члены Флорентийской Академии искусства и дизайна.
На родине архитектор прославился строительством современных зданий и модернизацией исторических. За расширительную реконструкцию музея River and Rowing в городке Хенли-на-Темзе (пристройку фойе из зеленого дуба, бетона и стекла) он был награжден национальной премией. Однако большая часть зданий Чипперфилда, получивших признание, расположены за рубежами родины — по большей части в США, Японии и Германии. В 2005 году он завершил проект Figge Art Museum в городе Давенпорте и библиотеки в Дес Монес штата Айова, сейчас архитектор плотно работает над проектом музейного здания в Аекоридже, штат Аляска. Кроме массивной проектной экспансии на Аляске мастерская Чипперфилда разрабатывает ряд вилл для португальского Bom Sucesso Design Resort. Помимо интенсивной практики проектирования он преподает теорию в нескольких архитектурных вузах по всему миру, в том числе в Англии.
Hi, Шанхай!
Европейцы избрали Шанхай форпостом своей торговой и культурной экспансии в позапрошлом столетии, отстроив кварталы своих резиденций в модных тогда архитектурных стилях. За свой европейский модный облик Шанхай получил даже прозвание дальневосточного Парижа. Сегодняшний Шанхай по своей высотности претендует на прозвище скорее уж китайского Нью-Йорка или Чикаго. Кстати, как и в этих американских мегаполисах, в первой трети XX века на западном берегу реки Янцзы в Шанхае построено много особняков в модном тогда стиле ар деко. Для реконструкции этого квартала, известного как Rockbund (по имени Рокфеллера), в 2006 году китайские власти пригласили команду Дэвида Чипперфилда.
Рокфеллеровский квартал включает 11 исторических зданий постройки 1908–1932 годов, которые необходимо было подновить и вернуть в новый урбанистический контекст. Чипперфилд подошел к поставленной задаче творчески и притом деликатно, максимально сохранив реставрируемые фасады, дополнив здания новыми связями и технологическими новшествами вроде прозрачных атриумов и галерей, организовав внутри исторических зданий современные комфортные интерьеры. Первым после реставрации весной 2010 года открылся Rockbund Art Museum — с экспозицией современного китайского искусства. Так стараниями Чипперфилда была оформлена связь европейской и китайской культур, старомодного искусства и ультрасовременного — при сохранении всех реликтов ар деко и модерна в новых взаимосвязях с архитектурой самого большого города Китая. Полностью проект реконструкции исторического квартала должен завершиться к 2013 году.
Аглицкий интерес к Руси
Европейские, в числе первых голландские, ганзейские и аглицкие, купцы и мастеровые хлынули в Россию через прорубленное Петром I окно — славный город на Неве. С тех пор в это окно сквозит интернациональными культурными (в том числе архитектурными) веяниями. Вслед за английским зодчим сэром Фостером на российские берега обратил внимание и его ученик Чипперфилд. Мастерская Чипперфилда приняла участие в проектном конкурсе застройки Набережной Европы в Санкт-Петербурге, объявленном муниципальными властями в 2009 году. Конкурс получился международным — было представлено пять проектов, два российских и три иностранных (швейцарский, испанский и английский). Чипперфилд предложил соблюсти на этом месте квартал не просто современный, но и просторный, с преобладанием простых линий и форм. Набережная Европы должна возродить традицию пешеходных прибрежных променадов, утраченную в годы советского периода градостроительства. При этом участок площадью порядка ста тысяч квадратных метров должен украситься современным деловым кварталом. В этом плане проект застройки Чипперфилда с разреженной застройкой и постмодернистскими скупыми и строгими силуэтами подходил как нельзя лучше. Строгие (чтобы не конкурировать с окружением) кубики зданий выстроены вокруг трех соединяющихся площадей. Однако наиболее конкурентоспособным оказался отечественный проект, предполагающий застройку в традиционном для северной столицы ключе, при этом критики отмечали в нем черты имперского стиля или сталинского ампира (что в принципе одно и то же). Тем не менее местный проект победил — не то родная зыбкая почва поддержала, не то протекционизм конкурсного жюри.
Другая попытка сэра Чипперфилда обращена на границу Европы — Пермский край. Он принял участие в конкурсе проектов реконструкции исторического здания Оперного театра в Перми, признанного к тому же памятником архитектуры. Дэвид Чипперфилд предложил продлить театр новым прямоугольным объемом, почти идентичным театру по площади и конфигурации. К получившемуся протяженному параллелепипеду примкнут два боковых крыла с помещениями для репетиций и фойе с выходом на пешеходную зону. На этот раз английский проект победил, поскольку оказался наиболее тактичным по отношению к существующему театральному зданию и к городскому окружению, а также самым экономичным и предсказуемым с точки зрения реализации. В Перми имперского пафоса гораздо меньше…
RIBAк RIBAка видит издалека
Аббревиатура RIBA расшифровывается как Royal Institute of British Architecture, а ежегодно вручаемая Королевским Институтом премия считается наивысшей наградой в области архитектуры, причем не только национальной. Ее часто отождествляют с Премией Стирлинга, что неудивительно: подобно кинематографическим «Глобусу» и «Оскару» они дублируют друг друга и в объектах, и в номинантах, и в победителях. Все именитые британские зодчие в разные годы удостаивались этих наград — вот и Чипперфилд в 2007 году примкнул к списку призеров.
Британскую королевскую награду архитектор получил за построенное в испанской Валенсии здание Кубка Америки (America?s Cup Building), известное также под местным названием Veles e Vents. Здание было завершено в 2006 году и вместе с другим детищем Чипперфилда, зданием Музея современной литературы, построенным в германском Марбахе, вошло в короткий список главных номинантов премии RIBA 2007 года. Оба проекта в итоге принесли автору победу. Валенсийское здание годом ранее получило еще одну награду — гран-при LEAF Award. Примечательно, что эта пара номинированных объектов разнится практически перпендикулярно: если испанское здание напоминает стопку небрежно сложенных друг на друга матов-татами или пагоду, то немецкое музейное здание строгостью вертикального ритма вызывает в памяти Парфенон и другие античные храмы.
Таков постмодерн — всеобъемлющ и всеохватен, с цитатами из эллинистической классики и дальневосточной этники. Таков его яркий представитель — британец Дэвид Чипперфилд, вписывающий свои опусы в разнообразные ландшафты, от вмороженной во льды Аляски до дышащей вулканами Японии, от туманного Альбиона до заснеженных Альп.
Геннадий Рыбаченко