Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Социальные проекты | На пользу обществу

В трудный для строительной отрасли период, когда экономические проблемы подорвали покупательную способность населения, ее опорой выступило государство. Заложенные во многих целевых программах федеральные бюджетные средства в виде субсидий на приобретение жилья, строительство социальных объектов и коммунальной инфраструктуры для земельных участков под малоэтажное строительство преумножились суммами из региональной и местной казны и дошли до игроков строительного рынка. Посмотрим, в чем материализовались казенные миллионы.

Вливания государства в строительную отрасль первоочередной целью имели повышение спроса населения на конечный продукт — жилье. Не случайно именно в период кризиса власти вспомнили о жилищных проблемах ветеранов и молодых семей, пенсионеров-северян и военнослужащих и обратились к решению наболевших социальных вопросов, убивая тем самым еще одного зайца — опосредованно финансируя застройщиков. Конечно, в выигрыше оказались те строительные компании, которые предложили малогабаритное жилье экономкласса, подходящее под сумму выплаты, ведь нормы жилой площади на человека и утвержденная Минрегионом стоимость квадратного метра у нас до сих пор настолько скромны, что выбирать из нескольких вариантов жилья участникам программы не приходится.

На пользу обществу На пользу обществу

Жилищное строительство

Краевая долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» в 2010 году охватила многих жителей Красноярского края. Социальные выплаты на приобретение квартиры или строительство собственного дома получили 508 молодых семей из 57 муниципальных образований края. Общая сумма составила 280,7 млн рублей. Из этих средств краевой бюджет выделил 199 млн рублей, федеральный — 41,3 млн рублей, и почти столько же — 40,4 млн. рублей — поступило от муниципалитетов. Для сравнения — в 2009 году с помощью государства в новое жилье переехали 465 молодых семей. При этом они привлекли на жилищный рынок 289,89 млн рублей из бюджета. Согласно условиям программы, казенные средства составляют в среднем 25–30% стоимости нового жилья. Нетрудно подсчитать, что вместе с личными средствами участников программы и деньгами из бюджета сумма на приобретение квартир у застройщиков приблизилась к миллиарду рублей.

Однако стоит заметить, что полностью закрыть потребность в новом жилье у этой категории получателей субсидии можно, только увеличив финансирование программы как минимум троекратно — по данным сводного списка участников программы на конец декабря 2010 года новую квартиру ждут 1 843 молодые семьи из 57 муниципальных образований Красноярского края.

Квартиры за счет государства

В отличие от программ, где получателям большую часть стоимости квартиры приходится оплачивать самим, ветеранам Великой Отечественной войны новое жилье достается бесплатно. В прошлом году краевым ветеранам предоставили 2 938 жилых помещений общей площадью 127 148,7 кв. м. Основной объем финансирования (3 140,6 млн рублей) обеспечил федеральный бюджет, также было потрачено 127 млн рублей краевых средств. За покупку квартиры часть граждан доплачивали из своего кармана — в целом собственные средства составили 226,8 млн рублей.

В рамках краевой целевой программы «Север на Юг» 74 жителя северных территорий получили в 2010 году свидетельства на строительство и приобретение жилья на общую сумму 99,9 млн рублей, 54 семьи получили в 2010 году социальную выплату, что позволило им приобрести жилье на общую сумму 77,79 млн рублей, но очередь кандидатов в переселенцы год от года пополняется все новыми людьми, по большей части пенсионерами и инвалидами. В долгосрочной целевой программе «Переселение граждан, проживающих в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка, в районы с благоприятными природно-климатическими условиями на территории российской Федерации на 2011–2020 годы» примут участие бюджеты всех уровней, а кроме того, социально ответственный бизнес в лице ГМК «Норильский никель», благодаря чему в этом году, как и в последующие девять лет, в места с более комфортным климатом переберутся 1126 жителей Норильска и Дудинки. Так что неудивителен тот интерес, который строительные компании Красноярского края обратили на новую, становящуюся многочисленной категорию потенциальных покупателей-северян.

Другая региональная программа направлена на переселение жильцов из аварийных домов в новые квартиры. В 2010 году на ее реализацию поступило 1121,683 млн рублей из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, 335 млн рублей из краевого бюджета, и 15,5 млн рублей выделили муниципалитеты, из этих средств освоено 1372,728 млн рублей. За прошлый год были введены в эксплуатацию или куплены у застройщиков 49,5 тыс. кв. м жилья для переселения 2 384 человек из 11 муниципальных образований края.

Удачным примером социального жилья стал дом № 3 в квартале 11а жилого района Покровский, строительство которого началось в 2009 году, а завершилось в 2010-м. Его жильцами стали участники программы переселения граждан из аварийного жилфонда — они получили 219 квартир площадью 8085,8 кв. м. В оставшиеся 53 квартиры дома № 3 площадью 2 221,6 кв. м въехали ветераны Великой Отечественной войны.

Обеспечить жильем отдельные категории ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, помогает соответствующая целевая программа. В 2010 году ее участникам досталось 200 жилых помещений общей площадью 7 144,5 кв. м. На эти цели направлено 127,3 млн рублей из федерального бюджета, 53,3 млн рублей из краевого, кроме того, 16,3 млн рублей собственных средств внесли получатели субсидий. В течение прошлого года за счет средств программы свои жилищные условия улучшили 232 гражданина из числа ветеранов боевых действий и инвалидов.

Затраты бюджета на строительство в г. Красноярске*

Назначение

Городской бюджет, тыс. рублей

Краевой бюджет, тыс. рублей

Федеральный бюджет, тыс. рублей

Итого

ОБРАЗОВАНИЕ (строительство, снос, реконструкция)

184 004,2

8 208

 

192 212,2

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ (строительство, реконструкция, коммунальные сети)

364 729,6

23 200

 

387 929,6

КУЛЬТУРА

(Роев ручей)

101 167,3

   

101 167,3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ (строительство объектов)

2 892,5

163 112,6

 

166 005,1

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (строительство, снос, разработка градостроительной документации)

26 373,2

107 170,3

236 753,6

370 297,1

КОММУНАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (дороги, тепломагистрали)

502 350,4

1 792

 

504 142,4

Всего

1 181 517,2

303 482,9

236 753,6

1 721 753,7

*Источник данных - проект адресной инвестиционной программы г. Красноярска на 2010 год

Иные формы поддержки

Власти помогали людям переселиться в более просторное жилье, не только полностью или частично оплачивая им новые квартиры. В перечне строек и объектов, финансируемых за счет средств краевого бюджета по отрасли «Жилищное строительство», на 2010 год значилось строительство специальных жилых домов для людей преклонного возраста. В результате был введен в эксплуатацию специальный жилой дом в Дивногорске, на возведение которого из бюджета поступило 13 млн рублей.

2010 год доказал, что спрос на жилье можно стимулировать при помощи доступных займов, поскольку государство нашло механизм в виде материнского капитала. По данным отделения Пенсионного фонда по Красноярскому краю, в прошлом году было удовлетворено 4416 заявлений на погашение жилищных займов, кредитов и ипотеки из средств материнского капитала. Выплаты из федерального бюджета составили 1 383,7 млн рублей.

Территории в планах

Наряду с покупкой квартир в готовых домах под нужды различных целевых программ власти поддерживают строителей и другим способом: создают им перспективу дальнейшей работы. Одним из косвенных стимулов для строительной отрасли стала региональная долгосрочная территориальная программа «О территориальном планировании Красноярского края» на 2009–2011 годы», в числе важнейших задач призванная обеспечить устойчивое развитие территорий края, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. При своевременном финансировании заложенных в генпланах объектов благоустроенные для жизни местности заинтересуют застройщиков и привлекут население.

В 2010 году по этой программе были разработаны проекты схем террпланирования трех муниципальных районов края, а также два проекта генпланов городских поселений. Для сельских поселений края создан 51 проект генеральных планов. На эти мероприятия территориального планирования краевой бюджет затратил в прошлом году 39,4 млн рублей.

Всё для людей

Если в период экономической стабильности и растущего рынка застройщикам выгоднее было заниматься жилищным строительством, то с момента снижения покупательской способности населения важным, а зачастую и основным условием выживания для строительных компаний стала работа на бюджетных объектах. Государство пошло на ответный шаг и направило значительные ресурсы на их возведение.

Говоря о крупных строительных объектах краевого значения, привлекших немалые суммы на строительство, нужно упомянуть перинатальный центр в Красноярске. В 2010 году возведены здания основного корпуса перинатального центра, пищеблока, патологоанатомического отделения, проводились отделочные работы. Освоено 1085,8 млрд рублей, из них 750 млн рублей — доля федерального бюджета, 335,8 млн — краевого. Немалые деньги в 2010 году были направлены на создание Академии биатлона. В течение года на объекте проводились общестроительные работы и завершалось устройство лыжероллерной трассы. освоено 224,757 млн рублей, на этот раз большую часть средств (174,757 млн. рублей) обеспечил краевой бюджет, федеральные средства составили 50 млн рублей. Финансирование строительства центральной районной больницы на 80 коек в Ванаваре в 2010 году составило 226,3 млн рублей. Из них 17,3 млн рублей поступили из федерального источника, 50 млн — из краевого бюджета, тогда как основные затраты (159 млн рублей) легли на плечи муниципального образования. В результате в течение прошлого года был введен в эксплуатацию один из блоков больницы.

Финансирование госпрограмм улучшения жилищных условий в Красноярском крае за 2010 год

Ветераны ВОВ

3267,6 млн руб.

Материнский капитал на ипотеку

1383, 7 млн руб.

Переселение из аварийного жилфонда

1372,7 млн руб.

Молодые семьи

280,7 млн руб.

Отдельные категории ветеранов и инвалидов

180,6 млн руб.

Северяне

99,9 млн руб.

Краевые субсидии Красноярску

За счет совместного финансирования городского и краевого бюджетов в Красноярске тоже появляются новые соцобъекты. Так, спортивный зал в Советском районе строится с 2008 года по социальному проекту партии «Единая Россия» с привлечением средств федерального бюджета. За прошлый год на его возведение потрачено 83,2 млн рублей, из них 100 тыс. из городского бюджета, остальная сумма — субвенции из краевого. По такой же схеме финансировался очередной этап строительства крытого катка с искусственным льдом в Ленинском районе. В прошлом году он потребовал затрат в сумме 80 млн рублей, где доля муниципалитета составила 100 тыс. рублей, а недостающие средства пришли из бюджета края.

На строительство по муниципальному заказу в бюджете Красноярска в прошлом году закладывались немалые суммы. Среди красноречивых примеров детская поликлиника на 500 посещений в смену в микрорайоне Северном. Городской бюджет в 2010 году выделил на ее возведение 284,2 млн рублей. Кроме того, за этот период на муниципальные средства в размере 41,6 млн рублей строился детский сад в Железнодорожном районе, 12,5 млн рублей из того же источника направлено на возведение школы в 6-м микрорайоне жилого массива «Иннокентьевский». Строительство спортивного зала гимназии № 5 на ул. Семафорной, 195, ведется в рамках городской целевой программы «Дети Красноярска». За 2010 год финансирование в размере 32,2 млн рублей оказал бюджет города.

Эх, дОроги дорОги!

Отдельный, причем достаточно весомый пункт затрат муниципалитета — строительство городских магистралей, способных избавить улицы от транспортных заторов. Создание с нуля и реконструкция масштабных объектов улично-дорожной сети априори не могут стоить дешево. Скажем, автодорога по ул. Мужества от ул. Шахтеров до ул. Чернышевского обошлась Красноярску в 131,5 млн рублей, на реконструкцию ул. Шахтеров от ул. Степана Разина до ул. Молокова потребовалось 98,5 млн рублей. Реконструкция ул. Белинского с транспортной развязкой стоила городской казне в прошлом году 63,8 млн рублей, а пешеходный переход под ее участком — еще 27,1 млн. На строительство ул. Алексеева от ул. Авиаторов до ул. Урванцева было затрачено 72,9 млн рублей из муниципальных средств, пересекающийся с ней участок ул. Водопьянова от ул.9 Мая до ул. Молокова потребовал суммы в 37,8 млн рублей. На долгожданный проект путепровода через железную дорогу с транспортной развязкой в микрорайоне Северном от Северного шоссе до ул. Авиаторов в прошлом году город выделил 22 млн рублей.

Не стоит забывать, что возведение бюджетных объектов в голодные годы при всех своих плюсах было палкой о двух концах. Победитель тендера поневоле выступал в роли своего рода весов, на одной чаше которых лежала самая низкая цена из предложенных участниками аукциона, на другой — прибыль генподрядчика, включающая в себя все расходы на зарплату, содержание техники, Если строительной компании удается отвечать заявленным требованиям заказчика и при этом оставаться в плюсе для себя, фирма обеспечивает себя работой с государственной гарантией ее оплаты, а жителей городов и районов Красноярского края — новыми объектами социальной сферы, необходимость строительства которых долгие годы лишь констатировалась. Таким образом, в накладе не остается никто, даже государство, ведь на риторический вопрос, куда идут деньги налогоплательщиков, год от года появляются все новые ответы, наглядные для населения, что имеет особое значение в предвыборный период.

Зоя Зимина

Источник: Журнал «Сибирский дом» №3 (86), март 2011