Меню Поиск Разместить Избранное Кабинет

Брендинг городов | Красноярск — город, стоящий перед выбором

Брендинг городов в последнее время — актуальная тема. Определением отличительной черты, которая позволила бы заявить о себе как о месте, комфортном для жизни, отдыха и работы, сегодня заняты многие российские города. Что является главной характеристикой Красноярска и могло бы стать основой для его бренда? У опрошенных нами красноярцев нет однозначного ответа на этот вопрос.

Евгений ЗыковЕвгений Зыков, архитектор. Руководитель проектной мастерской «Тектоника»:

— Я бы сказал, что нужно создавать не бренд, а сформулировать миссию города, основную функцию, которую он выполняет. К сожалению, у Красноярска эта миссия пока еще не определена. Если спросить архитекторов, какой должна быть миссия Красноярска, то они, конечно, ответят, что это должен быть город, комфортный для проживания.
Мегаполис, в котором качественная архитектура, решены транспортные и экологические проблемы, который предлагает жителям удобные общественные пространства. Такой город будет привлекать людей, это будет удобное и престижное место для жизни и бизнеса.

Но какие бы идеи ни были бы у архитекторов, реальность не изменится, если с этими предложениями не согласятся политики и экономисты, которые могут посчитать, что сегодня территория должна развиваться как сырьевой регион. Тогда вместо домов с привлекательной архитектурой нам надо строить вахтенные вагончики, а дороги будут нужны для того, чтобы по ним вывозить ресурсы.

Сегодня цивилизованные страны избавляются от экологически вредных промышленных предприятий на своей территории, закрывают действующие атомные электростанции. Есть даже примеры, когда забота об экологии становилась миссией города. Например, канадский Ванкувер поставил себе цель стать к 2020 году самым «зеленым», экологически чистым городом на планете. В результате в прошлом году этот город был признан лучшим городом по качеству жизни. Конечно, творческая и интеллектуальная элита выбирает для своей жизни такие места.

Миссия города так и останется словами, если она не будет подкреплена конкретными действиями власти и бизнеса. На сегодняшний день Красноярск стоит перед выбором: он может стать городом ферросплавного завода, а может стать городом, который отстоял свое право на экологию, городом, в котором считаются с мнением горожан. И в зависимости от того, чем завершится это противостояние, так или иначе будет обозначена миссия города на сегодняшний момент.
Поэтому можно сказать, что Красноярск — это город, который ищет и пока не может найти свое лицо. Это даже может стать нашим преимуществом. Потому что сегодня мы свободны от какого-то ярлыка и пока еще можем сделать выбор.

Александр СлабухаАлександр Слабуха, заведующий кафедрой «Архитектурное проектирование» СФУ, председатель Красноярского краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

— Если говорить о том, что могло бы стать основой для формирования образа Красноярска, то его, наверное, могли бы определить три момента. Во-первых, это природное окружение, с которым Красноярску исключительно повезло. Не так много городов могут похвастаться подобными по красоте природными ландшафтами. Во-вторых, это сформированная историческая среда. В-третьих, это то, чем город живет сегодня.

Енисей, спускающиеся к реке многоуровневые террасы, отроги Восточных Саян — все это повлияло на архитектуру города. Сама планировочная структура исторического центра сформирована таким образом, чтобы, находясь в городской среде, всегда можно было ощущать окружение природы. Перспективы абсолютно всех улиц в старой части города, всех переулков заканчиваются видами на Столбы, Афонтовскую гору или Караульную гору с часовней Параскевы Пятницы.
Город спроектирован таким образом, что он составляет единое целое вместе с окружающим природным ландшафтом. И это его качество может быть использовано при формировании образа Красноярска.

Очень активно задействована в городском пространстве река. Причем это относится не только к архитектурным ансамблям, созданным в предыдущие периоды. Речь не идет только об архитектурном ансамбле Стрелки и ансамбле Театральной площади с администрацией города и Театром оперы и балета. Сегодня мы наблюдаем продолжение этой тенденции: берега Енисея освобождаются от промышленной застройки, и на месте предприятий вырастают современные жилые районы.

Говоря об определении Красноярска сегодня, можно сказать, что это центр крупного промышленного края, второго после республики Саха Якутия по величине административного образования на территории страны. Промышленный, культурный, научный центр большой территории. Это качество города могло бы стать основой для создания бренда большого и великого края. Идеей создания собственного бренда охвачены многие города. Одни для формирования позитивного образа эксплуатируют историческое прошлое, другие стремятся выработать новое представление о себе. За челябинском закрепилось звание самого промышленного города страны. В сознании большинства новосибирцев их город воспринимается как научная столица. Томск претендует на звание главного университетского города Сибири. Пермь хочет, чтобы ее воспринимали как «новую культурную столицу».

Андрей КлещевАндрей Клещев, заместитель директора строительной компании «СибЛидер»:

— Образ города энергетиков, который когда-то был у нашего города, остался в далеком прошлом. Как и образ крупного индустриального центра. Никакого серьезного производства в городе на сегодняшний день уже не осталось. Даже такое прикрытие военной промышленности, как производство телевизоров на радиотехническом заводе или производство холодильников на предприятии по выпуску корпусов для ракет, перестало существовать. Поэтому о Красноярске как о промышленном городе
сегодня говорить не приходится.
А образ Красноярска как города, в котором был создан федеральный университет, в восприятии большинства населения еще не сформирован. Для того чтобы это смогло произойти, потребуется время. Хотя через несколько лет федеральный университет станет одним из основных элементов, образующих имидж города.

Сегодня можно только руками развести, пытаясь определить, что же является отличительной чертой Красноярска. Те, кто приезжают в Красноярск из других регионов, запоминают наш город по тем вещам, которые появились в результате инициатив прежнего мэра и его команды. К ним можно по-разному относиться, но факт остается фактом: в последние несколько лет для приезжающих Красноярск ассоциируется прежде всего с фонтанами и озеленением улиц.

Лет 7–8 назад все мы в зимнее время восхищались разно цветной иллюминацией проспекта Мира, которая тогда только появилась. К сегодняшнему дню эта иллюминация успела распространиться уже на все районы Красноярска. Учитывая продолжительность ночи зимой, иллюминация становится очень заметной чертой в образе города. Вместе и появление фонтанов, и оформление улиц иллюминацией позволяют создать в городе, расположенном на территории с не самыми простыми климатическими условиями, ощущение тепла. Еще один штрих к образу комфортного сибирского города — фан-парк «Бобровый Лог», горнолыжный комплекс с современным оборудованием, достойным европейского лыжного курорта. Я считаю, что нужно продолжать развиваться в этом направлении, создавая впечатление о Красноярске как о городе, комфортном для жизни.

Анатолий ВащенкоАнатолий Ващенко, ресторатор:

— Основой для бренда Красноярска условно может стать или то, что досталось нам «в наследство», и это наша природа, заповедник «Столбы», или то, что было создано горожанами. Но на эту роль сегодня нет однозначного претендента. Даже заповедник «Столбы», который является визитной карточкой Красноярска и мог бы стать основой для создания бренда, туристической приманкой, на мой взгляд, сегодня еще не готов выполнять эту функцию. Потому что не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к туристическим паркам.
Чтобы заповедник мог стать средством привлечения туристов, его нужно сделать для этого более приспособленным. Мне приходилось бывать в национальных парках за рубежом. Там удается, не затрагивая природу и не причиняя ей ущерб, сделать маршруты настолько удобными и интересными, что ты действительно ощущаешь себя в окружении дикой природы, при этом передвигаешься по хорошим дорожкам.

У нас много говорится о том, что нужно беречь природу. Мы продолжаем придерживаться догм, что сохранить природу в заповеднике можно, только если ходить туда пешком.
Но если проводить эти мероприятия максимально аккуратно, то можно сделать пребывание в заповеднике комфортным, не нарушая природу. Нельзя пускать обычные виды транспорта из-за вреда, который он может причинить заповеднику? Электротранспорт мог бы решить эту проблему.

Если бы организация пребывания в заповеднике была поставлена на соответствующий уровень, то он действительно смог бы стать главным козырем и брендом нашего города.

Если говорить о том, что мы могли бы создать сами. Это может быть какая-то спортивная команда, как в Омске «Авангард». У нас есть хоккейная команда «Енисей», но хоккей с мячом не настолько популярен в стране.

Сегодняшним брендом города является фан-парк «Бобровый Лог», комплекс, предоставляющий возможности для развития зимних видов спорта. Но опять с некоторыми оговорками. Так, в фан-парке сегодня отсутствует гостиница, которая могла бы принимать туристов.

Источник: Журнал «Сибирский дом» №1 (96), январь 2012