Красноярские архитекторы | Владимир Соколовский: высота мастерства и полета фантазии
Буквенное сочетание АВС воспринимается как английское обозначение алфавита, а прочтенное справа налево (на ближневосточный манер, но уже по-русски) повторяет инициалы Соколовского Владимира Александровмча. По зримым результатам творчества выдающегося красноярского зодчего, как по азбуке, можно обучаться истории европейской архитектуры. Мультикультурный и разностильный автор воплотил на улицах нашего города готику и неоклассику, барокко и рококо, модерн и конструктивизм, этнику и ампир — с непременным мастерством и тонкой гармонией среды. Конечно, шпили и бельведеры, пилястры и эркеры обычны и изобильны в городах Европы, но весьма необычны посреди сибирского ландшафта. К счастью, ничья рука не поднялась снести рукотворную красоту, и целое созвездие работ мастера на все руки продолжает украшать городской центр.
Этапы жизни Мастера.
Соколовский Владимир Александрович
Родился 1(14) мая 1874 года в Витебской губернии в семье подпоручика.
В 1987–1895 годах обучался в среднем учебном заведении, Гатчинском сиротском институте.
Окончил Институт граж?данских инженеров в Санкт-Петербурге в 1901 году, после чего получил назначение в Красноярск.
С 1901 года -младший архитектор при енисейском губернском архитекторе.
В 1909–1916 годах — енисейский губернский архитектор; с 1916 по 1918 год — енисейский губернский инженер.
В 1918–1919 годах при Сибирском правительстве А. В. Колчака работал «по вольному найму».
С 1920 года преподавал в Красноярском высшем политехникуме;
С 1930 по 1948 год — доцент в Сибирском лесотехническом институте.
В 1934–1936 годах — архитектор в городском проектном бюро.
В 1944–1945 годах — первый начальник вновь образованного отдела по делам архитектуры Красноярского крайисполкома.
Один из известнейших красноярских архитекторов. За сорок лет активной проектной практики в Красноярске и крае (Ачинск, Канск, Минусинск, Енисейск, Рыбинское) построил большое количество значительных зданий и сооружений различного назначения (церкви, жилые и общественные здания, мосты и проч.).
Один из организаторов красноярского отделения Союза советских архитекторов, образованного в Красноярске в 1937–1938 годах.
Скончался в Красноярске в возрасте 84 лет и похоронен на Троицком кладбище.
Авторская биография
Владимир Соколовский прожил долгую и не лишенную трудностей, насыщенную творческую жизнь. Рано осиротев и повзрослев, он выбрал зодчество профессией. По окончании петербургского института строительных инженеров был направлен на службу в Красноярск и посвятил краю всю оставшуюся жизнь. Безусловно, расширению знаний о красноярском мастере будет способствовать изучение его сочинений. Нечасто творцы архитектуры оставляют в наследство потомкам свои воспоминания. Одним из таких источников, характеризующих жизненный и творческий путь архитектора В. А. Соколовского, является рукопись «Биография (трудового стажа) гражданского инженера Соколовского Владимира Александровича…», подготовленная им в 1943 году и дополненная в 1946-м.
Созидатель при всех режимах
Архитектура и строительство, а позднее преподавание по специальности стало делом всей жизни зодчего, которому он не изменял при всех сменяющих друг друга режимах. Начав творческую биографию во времена царствования дома Романовых, Соколовский творил и во время революций, Первой и Второй мировых войн, правительстве Колчака и при советском государстве. Конечно, передряги и общественные потрясения, которые выпали на долю России, не могли не найти отражения в творчестве архитектора, плодотворном, разнообразном и многостилевом. Классицизм и барокко, католическая готика и сталинский ампир, но прежде всего — модерн.
Певец модерна
Именно этот период, совпавший с хронологией стиля модерн (ар-нуво, флореаль и т. д.), оказался самым ярким и выразительным в творчестве архитектора. Пышное декоративное убранство зданий, решенное именно средствами пластики в приглушенной цветовой гамме, позволило достичь особого изящества и очаровательной элегантности в некрупных объемами зданиях, спроектированных молодым зодчим. Плавный силуэт, текучие формы оконных и дверных проемов, бледная двухцветная окраска оштукатуренных зданий, лепные украшения (плафоны, картуши, бельведеры, вазоны, маскароны, капители) с рельефным изображением древ, лиц и мифологических существ стали дивным сплавом стилевых направлений с преобладанием модерна. Это, вне сомнения, эклектика, но высокая и гармоничная — используя лучшие приемы и мотивы европейских зодчих того времени, Соколовский спроектировал и возвел великолепные образцы «романтического модерна». Дома Кохановской и Либмана, Зельмановича и Гадаловых — яркое тому подтверждение.
Кроме зданий с богатой фасадной отделкой архитектор проектировал и изящные здания попроще — сложенные с выпуклым декором прямо в массиве из кирпича. Этот прием позволял обойтись без оштукатуривания с покраской зданий, что заметно удешевляло строительство. Примеры такого рода — здания второго училища (Ленина, 150) в Красноярске и женской гимназии в Ачинске.
Особо следует отметить вклад Соколовского в такое уникальное явление сибирской архитектуры, как «деревянный модерн». Перестроенные им здания купеческих усадеб, первоначально примитивные, приобретают невообразимый по очарованию пропиловочный декор и элегантный асимметричный силуэт, перетекающий в интерьер и предметное убранство. Такими образцами можно полюбоваться в центре Красноярска: это деревянные дома Цукермана, Севастьянова и Дмитриева, реконструированные мастером в 1910-х годах.
Мастер на все руки
В петербургской альма-матер Соколовский получил квалификацию граж?дан?ского инженера («по строительным и дорожным специальностям»). Деятельность младшего и губернского архитектора, которая предстояла выпускнику, в основном была направлена на решение проектно-производственных и экспертно-инспекторских вопросов по всем гражданским и дорожно-инженерным сооружениям в городах и прочих населенных пунктах всей Енисейской губернии. С назначением в 1916 году губернским инженером Соколовский преимущественно занимается технико-административной работой. За годы работы в строительном отделении инженер-строитель приобрел достаточный опыт в проектировании, организации и производстве строительных работ (в том числе по деревянным инженерным конструкциям и каменным строениям). В этот период им спроектировано и построено более ста деревянных мостов для почтовых трактов губернии. По его проектам и с его участием возведено свыше 50 деревянных и каменных зданий различного назначения. Соколовский первым внедрил «культурно-технические» методы в проектировании, производстве работ с применением местных естественных камней (сиенита/гранита, мрамора, песчаников и известняков). Практически всегда Соколовский совмещал основную деятельность с работой «по вольному найму», а позже и с преподаванием предметов, в которых достиг глубины познаний, — материаловедение, инженерное и строительное дело, архитектура. Рукам и воле мастера были одинаково подвластны и твердый гранит, и хрупкий мрамор, и податливая древесина.
Предначертано звездами
Маэстро прожил долгую жизнь длиной 84 года — согласно астрологическим канонам это полный цикл Урана, дюжина зодиакальных знаков, каждый из которых — планета за семь лет. Четыре четверти круга соответствуют четырем возрастам жизненного пути, и здесь жизнь и творчество архитектора удивительно точно совпадают со звездными прописями. Первые три двенадцатых части круга (21 год) соответствуют детству и отрочеству — это период учебы и становления. Второй квадрант отвечает молодости, самому романтическому и плодотворному времени — именно с 1895 по 1916 годы Соколовский создал наиболее изящные и прекрасные творения. Этот период его жизни удивительным образом совпадает с зарождением, расцветом и закатом эпохи модерна. Следующий 21-летний промежуток считается периодом зрелости, и эти годы, совпавшие с общественными потрясениями, зрелый мастер посвятил преподаванию. Здания этого периода творчества отличает строгость и величавость с почти аскетичной скупостью декора. В последнюю фазу жизни, зодиакальную старость, умудренный мэтр продолжал преподавать и возглавил отдел архитектуры края.
В звездной карте рождения — целое скопление планет и светил в знаке Тельца, что очень характерно для творческих людей, занятых в сфере пластических искусств (живописи, ваяния, зодчества). Можно считать такой расклад звездных карт простым совпадением, но уж больно хрестоматийно все выглядит. Вот и не верь после этого звездочетам…
Еврейский вопрос
Иудеи с античной истории всегда были гонимой нацией, вследствие чего сформировали в своем характере собранность, рачительность и специфическую систему ценностей — залог их успешности и причину нелюбви остальных этносов. Поскольку антисемитизм коренится в российском (да и не только) обществе как на государственном, так и на бытовом уровне, этого пикантного вопроса не обойти. Обывательское сознание непременно относит Соколовского к жидомасонским кругам, поскольку большая часть его объектов и названия носит звучные: дома Зельмановича, Либмана, Цукермана. Отповедь такого рода подозрениям будет краткой. Молва причисляет всех наиболее удачливых людей, в том числе и еврейских негоциантов, к тайным заговорщикам. Теорией вселенского заговора проще объяснять собственную леность и расхлябанность. Нажившие своей предприимчивостью купцы заказали свои проекты лучшему архитектору. Все каббалистические символы и эзотерический декор их зданий — пожелания заказчика, и подозревать в архитекторе сионистского заговорщика незачем. Соколовский с равным успехом проектировал особняки не только для зажиточных евреев, но и славянского купечества, а также культовые здания для различных общин — и костел, и синагогу.
Синагога неотложной помощи
Приспособление старинных зданий, признанных памятниками культурного наследия под разные, не очень вяжущиеся с их архитектурным обликом нужды стало порочной практикой, коренящейся в советском периоде. Котельная в соборе и общежитие во дворце, санаторий в императорской резиденции и коммунальная квартира в роскошном особняке — приметы ушедшего времени. К счастью эта практика также уходит в небытие, и уцелевшие памятники архитектуры усилиями реставраторов приобретают былой вид, а волею властей и более достойное применение — в качестве учреждений культового и культурного назначения. Дойдет черед когда-нибудь и до здания бывшей синагоги в городе Ачинске, в котором и поныне размещена станция скорой медицинской помощи.
Для восстановления объекта с целью использования по первоначальному, то есть культовому назначению, требуется проведение основательных ремонтно-реставрационных работ. Однако возможности их проведения пока не существует не только по причине недостаточности финансирования, но и за неимением помещения, куда бы переехала станция неотложки. Строительство нового здания станции скорой медицинской помощи является главным условием возврата исторического сооружения. Деньги на это благое дело надобны немалые, и, поскольку и государство, и община в одинаковой степени — по-еврейски — прижимисты, до разрешения вопроса еще очень далеко. Гонимый Вечный Жид и извечный вопрос — где взять денег…
От искры Божьей или под влиянием звезд возгорелся архитектурный талант Соколовского, но он воссиял и осветил-расцветил лик города, которому зодчий посвятил свою жизнь. Вот уже почти век украшают построенные им здания центр Красноярска и жизнь горожан, и задача для городских властей — сохранить дальше и дольше эти вечные ценности. Ведь именно этими домами, а не пальмами-фонтанами пристало гордиться Красноярску.
Геннадий Рыбаченко
В подготовке статьи использованы введения из монографий А. В. Слабухи и К. Ю. Шумова